Цель: помочь учащимся осмыслить необходимость существования школы и права на образование, выразить отношение к школе, связав его с вопросом о человеческих правах.
Тип урока: комбинированный
Учебное оборудование: карточки, Закон РФ «Об образовании», Конституция.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Изучение новой темы
Учитель: В начале урока
мы с вами совершим небольшой экскурс в историю. У
каждого из вас на парте лежит карточка № 1 с
записью этапов развития человечества, набор
слов, относящихся к этапам развития.
Задание: Приведите в соответствие
ступень развития человечества и характеристику
каждого этапа. Выберите из набора слова,
подходящие к каждой ступени.
Карточка № 1
- Первобытность
- Древность
- Цивилизация
Слова: человеческое стадо,
земледелие, ремесло, охота, город, государство,
земледелие, собирательство, огонь, прямоходящий,
пещера,
2 млн лет назад, 40 тыс лет назад, 5 тыс лет назад,
рубило, лодка, копье, дом,
Задание: Приведите в соответствие уровень развития человечества и характеризующие его слова. Чем отличается каждая ступень развития человечества?
- Т.о. чем характеризуется каждый уровень развития человечества?
- Что является главным отличием древности от первобытности, цивилизации от древности?
(Выполнение задания – 3 мин.)
Учитель: Теперь вы называете ступень развития человечества, даете характеристику и объясняете, почему выбрали именно эту позицию?
– Чем отличается каждая ступень развития?
(В это время учитель на доске фиксирует соответствия)
Вопрос: Скажите, что является главным отличием древности от первобытности, цивилизации от древности? (Ответы учащихся)
Вывод: Отличие цивилизации от древности заключается уровнем развития образования. это является важнейшим фактором прогресса любого государства. Человек развивается. Становится умнее. Он передает опыт, накопленный одним поколением – другим. Таким образом, из поколения в поколение передаются накопленные знания. А это основа развития любой цивилизации. И сегодня на уроке мы поговорим об образовании.
Тема урока: «Право на образование»
– Мы с вами живем на третьей ступени развития общества – цивилизации. А цивилизация подразумевает создание государства. В любом государстве общество регулируется законами.
Вопрос: Назовите основной закон
государства? (Ответы)
В Конституции нашей страны есть статья о праве на
образование. Перед вами находится Конституция.
Найдите в ней статью о праве на образование. (ст
43). Зачитывается вслух.
Вопросы:
- Что означает право на образование?
- Кому оно адресовано?
- Что означает обязательность общего основного образования?
- К кому относится эта норма?
- Какой вывод можно сделать на основе всего сказанного?
Вывод: Итак, в Конституции РФ закреплено право граждан на получение образования, причем имеется виду не только общее (школьное), но и дошкольное, и высшее, профессиональное.
Учитель: Теперь поработаем непосредственно с самим законом «Об образовании». Перед вами карточки № 2 с кратким изложением принципов государственной политики в области образования и вопросы.
Карточка № 2
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
(извлечение)
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования…
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Автономность образовательных учреждений.
Вопросы и задания:
- Какие положения Закона РФ «Об образовании» соответствуют статье 2 Конституции РФ? Подтвердите текстом документа.
- Как вы понимаете слова «воспитание», «обучение»?
- Что означает выражение «гуманистический характер образования»? О каких общечеловеческих ценностях идёт речь в п.1 ст. 2?
- Как вы понимаете содержание п.2 ст.2? При объяснении приведите конкретные примеры.
- Что означает выражение «светский характер образования»? Согласны ли вы с необходимостью этого принципа?
Вывод: Мы выяснили, что в законе «Об образовании» раскрывается содержание конституционной обязанности получения образования.
Учитель: Каждый человек имеет право на образование. Обратите внимание, на доске записаны ступени образования. верно ли они записаны. Приведите в соответствие: (начальное, основное общее, среднее (полное)
Вопросы:
- Можете ли вы представить себе человеческую жизнь без школы?
- Необходима ли школа лично вам?
- Что вам дает школа?
- Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
- Все ли реализуют право на образование в наше время?
- Следует ли продолжать образование после школы?
Вывод: Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии нам необходимо продолжить обучение.
Учитель: Вы 9-тиклассники. Вы уже определились с выбором профессии.
Задание: Перед вами листочки желтого цвета. Напишите на них название своей будущей профессии и те предметы, которые вам необходимы для получения данной профессии и почему?
(Учащиеся через некоторое время вслух зачитывают свои записи, а учитель на доске фиксирует ответы)
Вывод: Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились.
3. Рефлексия
4. Домашнее задание: п 47.