Интегрированный урок обучения грамоте и письма "Согласные звуки [м], [м'], буква М

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить со звуками [м], [м'], буквой  м; упражняться в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.
  • развивать фонематический слух, речь, мышление учащихся;
  • воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, любовь к Родине.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Сегодня вы в хорошем настроении. У нас много гостей, поприветствуем их. Посмотрите на них, улыбнитесь им и в путь – за знаниями!
Мы отправляемся в путешествие. О нашем путешествии узнали жители волшебной страны и приготовили вам подарки. Но вот незадача – подарки забрала в свою избушку Баба Яга. Чтобы нам их вернуть, нужно, используя карту, дойти до избушки. Нужно преодолеть все препятствия и выполнить все задания. Жители Сказочной страны дали нам проводника. Узнаете? Колобок. Готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!

2. Актуализация знаний

– На пути – река. Чтобы перейти реку, нам нужно:

а) назвать правильно буквы и расселить их в домики (гласные, согласные)

б) чтение слогов по индивидуальным таблицам:

– хором;
– парой;
– по одному.

в) физкультминутка (в парах)

Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали, солнышко встречали.
Взобрались на мостик и забили гвоздик.
Потом бултых в речку. Где же человечки?

Вы справились с заданиями. Мы перешли реку и оказались в лесу.

3. Формирование новых умений и навыков

В этом лесу есть хозяин – это Мухомор  Мухоморович. Чтобы мы смогли пройти через лес и не заблудиться  в нем, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы разгадаем тайну двух слов.

а) Знакомство с новыми звуками.

Загадка.

В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка)

– Произнеси слово, раздели на слоги, произнеси первый слог, назови первый звук. Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий)

Загадка.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной … (медведь)

– Произнеси слово, раздели на слоги, произнеси первый слог, назови первый звук. Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий)
– Какие звуки мы услышали? [м], [м']
– Чему мы еще должны научиться на уроке? (Услышать, увидеть, читать, писать – цель урока формулируют дети.)

б) Знакомство с новой буквой

– Звуки [м], [м'] обозначаются буквой «эм».  На что похожа буква М? Какие слова на букву М вы знаете? Есть ли заглавная буква М? Докажите.
– Чтобы выйти из леса нужно помочь Мухомору Мухоморовичу собрать его деток  (работа в парах: собрать разрезанную картинку гриба)

– Ну вот мы и вышли из леса. Движемся дальше. На пути оборонительная стена города.  Посмотрите у стены пруд, а в нем лягушки. Давайте их разбудим.

Физминутка

На болоте две лягушки ква-ква-ква,
Две зеленые квакушки ква-ква-ква, ква!
Громко песни распевали ква- ква-ква,
И соседям спать мешали ква-ква-ква, ква!

– Чтобы войти в город нужно открыть ворота. Для этого составим слоги с новой буквой.

 Чтение слогов с разной интонацией (тихо, шепотом, обычно, радостно)

4. Работа с учебником (с. 88-89)

а) Мы вошли в город. Что это за город? Что вы знаете о Москве? Кто президент России?

б) В Москве люди ездят не только на автобусах, троллейбусах, трамваях, но и под землей – в метро. Москва, Медведев, метро. Что общего в этих словах? Какие слова нужно писать с большой буквы? Почему?

в) Чтение слов (с.89)

г) Чтение текста хорошо читающим учеником. Какие слова написали дети?

5. Работа в прописи (с. 6-7)

Выйдем из города и продолжим путь. Впереди избушка. Чтобы она повернулась к нам передом, а к лесу задом, нужно букву «эм» научиться писать.

  • сравнение печатной и письменной букв;
  • написание элементов;
  • показ написания буквы;
  • написание буквы в воздухе;
  • написание в прописи.

6. Рефлексия

– Молодцы! Баба Яга обрадовалась, что мы выполнили все задания хорошо и хочет спросить вас:
– Чему вы научились вовремя путешествия по сказочной стране?

Баба Яга с удовольствием возвращает подарки таким умным детям.