Цели:
- познакомить со звуками [м], [м'], буквой м; упражняться в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.
- развивать фонематический слух, речь, мышление учащихся;
- воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, любовь к Родине.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Сегодня вы в хорошем настроении. У нас много
гостей, поприветствуем их. Посмотрите на них,
улыбнитесь им и в путь – за знаниями!
Мы отправляемся в путешествие. О нашем
путешествии узнали жители волшебной страны и
приготовили вам подарки. Но вот незадача –
подарки забрала в свою избушку Баба Яга. Чтобы
нам их вернуть, нужно, используя карту, дойти до
избушки. Нужно преодолеть все препятствия и
выполнить все задания. Жители Сказочной страны
дали нам проводника. Узнаете? Колобок. Готовы
отправиться в путешествие? Тогда в путь!
2. Актуализация знаний
– На пути – река. Чтобы перейти реку, нам нужно:
а) назвать правильно буквы и расселить их в домики (гласные, согласные)
б) чтение слогов по индивидуальным таблицам:
– хором;
– парой;
– по одному.
в) физкультминутка (в парах)
Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали, солнышко встречали.
Взобрались на мостик и забили гвоздик.
Потом бултых в речку. Где же человечки?
Вы справились с заданиями. Мы перешли реку и оказались в лесу.
3. Формирование новых умений и навыков
В этом лесу есть хозяин – это Мухомор Мухоморович. Чтобы мы смогли пройти через лес и не заблудиться в нем, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы разгадаем тайну двух слов.
а) Знакомство с новыми звуками.
Загадка.
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка)
– Произнеси слово, раздели на слоги, произнеси первый слог, назови первый звук. Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий)
Загадка.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной … (медведь)
– Произнеси слово, раздели на слоги, произнеси
первый слог, назови первый звук. Какой это звук? (Согласный,
мягкий, звонкий)
– Какие звуки мы услышали? [м], [м']
– Чему мы еще должны научиться на уроке? (Услышать,
увидеть, читать, писать – цель урока формулируют
дети.)
б) Знакомство с новой буквой
– Звуки [м], [м'] обозначаются буквой «эм». На
что похожа буква М? Какие слова на букву М вы
знаете? Есть ли заглавная буква М? Докажите.
– Чтобы выйти из леса нужно помочь Мухомору
Мухоморовичу собрать его деток (работа в
парах: собрать разрезанную картинку гриба)
– Ну вот мы и вышли из леса. Движемся дальше. На пути оборонительная стена города. Посмотрите у стены пруд, а в нем лягушки. Давайте их разбудим.
Физминутка
На болоте две лягушки ква-ква-ква,
Две зеленые квакушки ква-ква-ква, ква!
Громко песни распевали ква- ква-ква,
И соседям спать мешали ква-ква-ква, ква!
– Чтобы войти в город нужно открыть ворота. Для этого составим слоги с новой буквой.
Чтение слогов с разной интонацией (тихо, шепотом, обычно, радостно)
4. Работа с учебником (с. 88-89)
а) Мы вошли в город. Что это за город? Что вы знаете о Москве? Кто президент России?
б) В Москве люди ездят не только на автобусах, троллейбусах, трамваях, но и под землей – в метро. Москва, Медведев, метро. Что общего в этих словах? Какие слова нужно писать с большой буквы? Почему?
в) Чтение слов (с.89)
г) Чтение текста хорошо читающим учеником. Какие слова написали дети?
5. Работа в прописи (с. 6-7)
Выйдем из города и продолжим путь. Впереди избушка. Чтобы она повернулась к нам передом, а к лесу задом, нужно букву «эм» научиться писать.
- сравнение печатной и письменной букв;
- написание элементов;
- показ написания буквы;
- написание буквы в воздухе;
- написание в прописи.
6. Рефлексия
– Молодцы! Баба Яга обрадовалась, что мы
выполнили все задания хорошо и хочет спросить
вас:
– Чему вы научились вовремя путешествия по
сказочной стране?
Баба Яга с удовольствием возвращает подарки таким умным детям.