Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных,   учить правильно писать прилагательные с н, нн в суффиксах.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1), буклет (Приложение 2), система интерактивного опроса

ХОД УРОКА

1. На доске записаны предложения (или выведены на экран с помощью проектора)

На обед подали алычовый компот. У малыша были добрые, доверчивые глаза. Из комнаты доносился счастливый смех. Правый берег реки обрывистый. Высоко в небе тянулся журавлиный клин. Дедушка совершает утреннюю пробежку.

Выпишите прилагательные, выделите суффиксы. Установите, с написанием каких суффиксов вы не знакомились. А можно ли ошибиться в написании этих суффиксов? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись темы на доске и в тетрадях.)

2. Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока

(На доске запись: Цель урока: 1 .познакомиться с... ; 2. учиться...)

Назовите суффиксы прилагательных, в которых пишется н и нн. Какой случай написания нн выделен особо? Почему? Какие слова являются исключениями? Сформулируйте правило правописания н и нн в прилагательных. Проверьте себя по учебнику «Русский язык. Теория»

3. Закрепление

А) Упражнение 333.

Б) Письмо по памяти.

Всё в тающей дымке –
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.

Здесь медленны реки,
Туманны озёра.
И всё ускользает
От беглого взора.

В) Взаимопроверка.

Объясните правописание н нн в прилагательных.

Д) Прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание. Не забывайте о теме урока.

Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с
воробьиный нос, за каменной стеной.
Вспомните растения, в названиях которых есть изучаемые суффиксы (-ин, -ан, -ян). (Журавлиный нос, львиный зев, гусиные лапки, анютины глазки, петушиный гребешок, гусиный лук, мышиный горошек, кукушкины слёзки, куриная слепота).

4. Тест с использованием системы интерактивного опроса

5. Подведение итогов

– О чём мы с вами говорили на сегодняшнем уроке?
– Достаточно ли одного урока, чтобы безошибочно выбирать н и нн в суффиксах прилагательных?
– Нет. Поэтому на следующих уроках мы будем отрабатывать ваши умения правильно выбирать н и нн в суффиксах прилагательных.

6. Домашнее задание: п.105, упр. 335.