Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных, учить правильно писать прилагательные с н, нн в суффиксах.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1), буклет (Приложение 2), система интерактивного опроса
ХОД УРОКА
1. На доске записаны предложения (или выведены на экран с помощью проектора)
На обед подали алычовый компот. У малыша были добрые, доверчивые глаза. Из комнаты доносился счастливый смех. Правый берег реки обрывистый. Высоко в небе тянулся журавлиный клин. Дедушка совершает утреннюю пробежку.
Выпишите прилагательные, выделите суффиксы. Установите, с написанием каких суффиксов вы не знакомились. А можно ли ошибиться в написании этих суффиксов? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись темы на доске и в тетрадях.)
2. Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока
(На доске запись: Цель урока: 1 .познакомиться с... ; 2. учиться...)
Назовите суффиксы прилагательных, в которых пишется н и нн. Какой случай написания нн выделен особо? Почему? Какие слова являются исключениями? Сформулируйте правило правописания н и нн в прилагательных. Проверьте себя по учебнику «Русский язык. Теория»
3. Закрепление
А) Упражнение 333.
Б) Письмо по памяти.
Всё в тающей дымке –
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.Здесь медленны реки,
Туманны озёра.
И всё ускользает
От беглого взора.
В) Взаимопроверка.
Объясните правописание н нн в прилагательных.
Д) Прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание. Не забывайте о теме урока.
Бездонная бочка, мышиная возня,
бесструнная балалайка, длинный язык, длинная
песня, с
воробьиный нос, за каменной стеной.
Вспомните растения, в названиях которых есть
изучаемые суффиксы (-ин, -ан, -ян). (Журавлиный нос,
львиный зев, гусиные лапки, анютины глазки,
петушиный гребешок, гусиный лук, мышиный горошек,
кукушкины слёзки, куриная слепота).
4. Тест с использованием системы интерактивного опроса
5. Подведение итогов
– О чём мы с вами говорили на сегодняшнем уроке?
– Достаточно ли одного урока, чтобы безошибочно
выбирать н и нн в суффиксах прилагательных?
– Нет. Поэтому на следующих уроках мы будем
отрабатывать ваши умения правильно выбирать н и
нн в суффиксах прилагательных.
6. Домашнее задание: п.105, упр. 335.