Цель: повторить изученные по разделу темы, закрепить умения нахождения речевых ошибок, способствовать развитию интереса к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, документкамера (или классная доска)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Постановка цели
2. Актуализация знаний
– Ребята, (назвать тему) цель нашего урока повторить то, что мы изучили в разделе «Лексика». Вспомним теоретические сведения и решим дружно кроссворд. (Кроссворд заранее вычерчен на доске)
1 (гор) Что образует лексический состав языка? (слова). 2 Каждое слово что-то обозначает. Какой словарь поможет нам разъяснить значение непонятных слов? (толковый). 3 Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 4 Слова, распространенные среди жителей одной местности. 1 (верт) Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. 5 Слова, противоположные по лексическому значению. 6 Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 7 Новые слова. 8 Слова, пришедшие из других языков. 9 Устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.
3. Лексический диктант
– Определите слово по его лексическому значению, объясните орфограммы.
- Очень большой (огромный, гигантский)
- Приспособление для спуска на землю летчиков, космонавтов (парашют)
- Наездник на лошади (жокей – словарное слово)
- Знаки для обозначения счета предметов (цифры)
- График проведения уроков в школе (расписание)
- Тысяча килограммов (тонна)
- Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль)
- Только что проклюнувшиеся из семечка всходы (росток, ростки)
- Человек, одинакового с кем-то возраста (ровесник)
- А теперь, ребята, поработаем устно. Определите, какие из данных слов однозначные, какие многозначные.
Айсберг (о), ручка (м), молния (м), небо (о), корень (м), кисть (м), вода (о), игла (м)
4. А теперь поиграем! «Кто быстрее?» Замените устаревшие слова синонимами из второго столбика. (Приложение 1)
«Четвертое лишнее» (устно) Найдите устаревшие слова. (Приложение 1)
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
Подберите антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях. Определить их падеж и число. В тетрадь записывать словосочетания только с антонимами.
С лёгким рюкзаком, легкую задачу, по легкому морозу, в старом саду, на старую квартиру, в мягком климате, на мягком диване, глухим голосом, в глухом переулке.
5. Ребята, а сейчас будем работать с фразеологизмами. Для чего они нужны в речи?
Замените фразеологизмы синонимами (устно).
Водить за нос (обманывать), задирать нос (зазнаваться), спустя рукава (плохо), засучив рукава (усердно).
Задание всему классу: придумайте предложение с одним из данных фразеологизмов и запишите его.
Индивидуально 2 ученика: вспомните два других фразеологизма и составьте одно предложение.
Мы учимся грамотно, правильно говорить, чтобы быть культурными людьми. В вашей речи не должно быть ошибок. Сейчас вы поработаете редакторами. Прочитайте текст (Приложение 1). Устраните речевые недочеты используя слова для справок (Ястреб – он – злодей – разбойник – хищник). Разобрать первое предложение по членам. (У доски и в тетради)
Летит по задворкам ястреб. Старый воробей
заметил ястреба и следит за ним.
Ястреб все ближе и ближе. Зачирикал громко и
тревожно воробей, все его друзья скрылись, а
ястреб остался ни с чем.
– А сейчас, ребята, посмотрите на рисунки художника и скажите, что он неправильно понял?
Человек на часах, провалиться со стыда, намылить голову, дело в шляпе.
6. Подведение итогов
– Что при изучении лексики было для вас новым?
– Что было особенно интересным?
7. Домашнее задание: упр. 857 или 860.