Обобщение полученных знаний по разделу "Лексика"

Разделы: Русский язык


Цель: повторить изученные по разделу темы, закрепить умения нахождения речевых ошибок, способствовать развитию интереса к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, документкамера (или классная доска)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Постановка цели

2. Актуализация знаний

– Ребята, (назвать тему) цель нашего урока повторить то, что мы изучили в разделе «Лексика». Вспомним теоретические сведения и решим дружно кроссворд. (Кроссворд заранее вычерчен на доске)

1 (гор) Что образует лексический состав языка? (слова). 2 Каждое слово что-то обозначает. Какой словарь поможет нам разъяснить значение непонятных слов? (толковый). 3 Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 4 Слова, распространенные среди жителей одной местности. 1 (верт) Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. 5 Слова, противоположные по лексическому значению. 6 Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 7 Новые слова. 8 Слова, пришедшие из других языков. 9 Устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.

3. Лексический диктант

– Определите слово по его лексическому значению, объясните орфограммы.

  1. Очень большой (огромный, гигантский)
  2. Приспособление для спуска на землю летчиков, космонавтов (парашют)
  3. Наездник на лошади (жокей – словарное слово)
  4. Знаки для обозначения счета предметов (цифры)
  5. График проведения уроков в школе (расписание)
  6. Тысяча килограммов (тонна)
  7. Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль)
  8. Только что проклюнувшиеся из семечка всходы (росток, ростки)
  9. Человек, одинакового с кем-то возраста (ровесник)
  10. А теперь, ребята, поработаем устно. Определите, какие из данных слов однозначные, какие многозначные.

Айсберг (о), ручка (м), молния (м), небо (о), корень (м), кисть (м), вода (о), игла (м)

4. А теперь поиграем! «Кто быстрее?»  Замените устаревшие слова синонимами из второго столбика. (Приложение 1)

«Четвертое лишнее» (устно)  Найдите устаревшие слова. (Приложение 1)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

Подберите антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях. Определить их падеж и число. В тетрадь записывать словосочетания только с антонимами.

С лёгким рюкзаком, легкую задачу, по легкому морозу, в старом саду, на старую квартиру, в мягком климате, на мягком диване, глухим голосом, в глухом переулке.

5. Ребята, а сейчас будем работать с фразеологизмами. Для чего они нужны в речи?

Замените фразеологизмы синонимами (устно).

Водить за нос (обманывать), задирать нос (зазнаваться), спустя рукава (плохо), засучив рукава (усердно).

Задание всему классу: придумайте предложение с одним из данных фразеологизмов и запишите его.

Индивидуально 2 ученика: вспомните два других фразеологизма и составьте одно предложение.

Мы учимся грамотно, правильно говорить, чтобы быть культурными людьми. В вашей речи не должно быть ошибок. Сейчас вы поработаете редакторами. Прочитайте текст (Приложение 1). Устраните речевые недочеты используя слова для справок (Ястреб – он – злодей – разбойник – хищник). Разобрать первое предложение по членам. (У доски и в тетради)

Летит по задворкам ястреб. Старый воробей заметил ястреба и следит за ним.
Ястреб все ближе и ближе. Зачирикал громко и тревожно воробей, все его друзья скрылись, а ястреб остался ни с чем.

– А сейчас, ребята, посмотрите на рисунки художника и скажите, что он неправильно понял?

Человек на часах, провалиться со стыда, намылить голову, дело в шляпе.

6. Подведение итогов

– Что при изучении лексики было для вас новым?
– Что было особенно интересным?

7. Домашнее задание: упр. 857 или 860.