«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский
Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (2000 г) обязывает нас, работников дошкольного образования, развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Вся работа педагогов по воспитанию детей будет малоэффективна, если родители занимают пассивную позицию, не участвуют в деятельности ДОУ, не оказывают моральной и материальной поддержки.
В настоящее время, когда большинство семей озабочено решением экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Позиция многих семей такова «Мы вам сдали детей. Вот вы воспитывайте и обучайте» Хотя в Семейном кодексе и ст.18 Закона «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Семья и детский сад – 2 общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелепо порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? В связи с возникновением такой проблемы решила разработать, написать проект «Мы и родители – добрые друзья», рассчитанный на 1 год. Целью проекта было: установление партнерского взаимодействия 2-ух социальных институтов в интересах личностного развития ребенка.
Определяющую роль в установлении доверительно-дружеского взаимодействия я взяла на себя. Для установления такого взаимодействия необходимо, прежде всего, исключить в работе с родителями дидактизм. Мы должны не учить, не поучать родителей, а советовать размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать, о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.
В работе с родителями по данному проекту я выделила 4 блока:
- изучение семей
- педагогическое просвещение родителей
- вовлечение родителей в жизнь группы и ДОУ
- совместная работа
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, я начала работу с анкетирования (№ 3).
Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику общения с каждым родителем. На первое родительское собрание (это была средняя группа со списочным составом 26 человек) пришло родителей менее 50% - 12 человек. Тема собрания была «Роль семьи в воспитании ребенка.
Цель собрания: определение позиции членов семьи в вопросах воспитания ребенка. Собрание проходило в форме викторины, в которой приняли участие все родители. Причем бурно обсуждался каждый вопрос. После викторины был предложен тест «Как вы воспитываете своего ребенка?» (№1) После подведения итогов было вынесено решение: жить с девизом «Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения».
Беседы с отсутствовавшими на собрании родителями проводили члены родительского комитета. Они же с внутренней стороны детских шкафчиков сделали наклейки с именами и отчеством родителей, их № телефонов.
Для реализации задач проекта были организованы разнообразные формы работы: информационные ширмы, консультации, беседы, круглый стол со специалистами, викторины и интеллектуальные игры, родительская неделя, Дни открытых дверей, гостиные экологическая, музыкальная, художественная, клуб семейного общения, совместные эколого-оздоровительные походы, посещение семей воспитанников на дому.
К концу года позиция родителей изменилась – они стали активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду. Родителей-наблюдателей были единицы. Более 60% были родители-лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы. 30% родители-исполнители, которые особой инициативности не проявляют, но участие в совместной деятельности принимают.
При составлении плана работы с родителями на учебный год (старшая группа) активное участие приняли родители. В план работы включили достаточно много совместных мероприятий:
- конкурсы («Семейные гербы», конкурс плакатов по защите природы, «Купеческие дома», «Любимое место в городе»
- викторины («Знатоки природы», Звездный час, посвященный Дню космонавтики») В викторинах принимали участие команды родителей и детей. Дети иногда помогали родителям, т.к. запаса знаний у детей оказалось больше.
- «Дни общения» Приглашала родителей рассказать детям о своей работе, об играх своего детства. Когда в газетах появляются заметки, статьи о ком-либо из родителей не оставляю без внимания. Оформляем рубрику вместе с детьми «Мы гордимся Вами». Так у нас накопилась папка, куда вошли статьи о папе Вики Кузнецовой, семье Артема Грязева и его маме активной участнице художественной самодеятельности и спортивных мероприятий ЭГЗ, о дедушке Насти Красноперовой –Ринате Ахуновиче Галимове – знаменитом спортсмене нашего города, чемпионе России, бабушке Ани Кудриной – заслуженном враче УР.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников. В осеннем празднике приняло участие большинство родителей, родители, как и дети читали стихи, пели, танцевали, изготовляли поделки из овощей и фруктов (фотографии).
На вечере, посвященном Женскому дню, показали свои таланты мамы, бабушки.
Ко Дню защиты детей родители сами организовали праздник для детей. Даже дети не знали о подготовке такого праздника. Каждая семья приготовила сладкое блюдо и презентовала его, кто словами, кто частушкой, кто загадкой; были проведены игры, конкурсы. Приходили веселые клоуны. Дети, родители и мы, педагоги, отдохнувшие на таком празднике, были очень рады, приобрели опыт общения в неформальной обстановке, сблизились между собой, узнали много интересного, нового.
- На семинаре-практикуме «Развитие речи через игру», вместе с родителями проигрывали речевые игры, упражнения по развитию фонематического слуха, грамматики, активизации словаря. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Чувствуется, что после таких практических мероприятий, родители играют с детьми в домашних условиях и дети уже самостоятельно играют друг с другом.
- Родительские гостиные. Так в прошлом году была проведена «Экологическая гостиная». Предварительно было проведено анкетирование «Какой он, наш общий дом природы?» (пр. № 1 б), затем приготовила небольшое приветствие детей и сценку «На реке». Затем за чашкой чая (из экологически чистых трав) поговорили с родителями о проблемах экологии. Вместе с родителями было принято решение: Провести совместно с детьми
- экологические акции, что и явилось следующим видом мероприятий. Было проведено 3 акции: «Поможем выжить птицам». Были изготовлены кормушки, причем многие изготовили и принесли по 2-3 кормушки и в один из выходных дней пошли в лес. Несмотря на морозную погоду, собралось 14 семей. По своему плану-маршруту развешали кормушки (их было 27). Затем покатались с горы, посоревновались, грелись у костра и пили лесной чай, который родители принесли в термосах. С остальными детьми, которые ввиду различных обстоятельств, не смогли прийти в выходной день, мы ходили в лес во время прогулки и развешали остальные 22 кормушки.
Вторую акцию провели осенью и назвали её «Очистим лес от мусора». Дети заранее приготовили листовки с призывами, приготовили пакеты, мешки и отправились в вечернее время в лес (15 семей). Целью было: очистить тропу по нашему маршруту до поляны и развешать листовки, затем отдых на поляне с разведением костра и сбор природного материала. Потрудились на славу, после себя оставили полный порядок, мешки и пакеты с мусором вынесли к мусорной машине.
Кроме акции, в течение, зимы трижды ходили в поход в лес с родителями и детьми в выходные дни. Причем ходили не просто отдохнуть, но закрепляли знания детей и пополняли их. Так как в нашем лесу много елей и пихт, дети пополнили знания и них, узнали, почему ель называют музыкальным деревом, что такое древесина, живица, хворост, что изготавливают из живицы (потрогали, попробовали). В одном из походов мама Кати Б. рассказала легенду об осине. С интересом слушали не только дети, но и родители. Дедушка Андрея научил распознавать следы на снегу, разводить костер, ориентироваться в лесу.
Третья акция была «Не хоти дышать дымом». Выпустили совместно с родителями и детьми плакат, призывающий не жечь мусор, даже растительный.
Традиционным стало проведение акций «Просто так». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети выросли, и которые не востребованы дома. Таким образом, у нас появилась библиотека; мы оформляли такие рубрики: «Папины и мамины книжки», «Мои первые книжки». Из игрушек, принесенных из дома, мы отобрали в подарок малышам и организовали для них сюрприз.
Родителям было предложено провести акцию: «Пособия для наших детей». Каждая семья приобрела по набору, а некоторые и по 2 набора пособий по ОБЖ, валеологии, экологии, развитии речи, ориентировки в пространстве, плакаты.
Сколько воспитательных моментов таят в себе такие акции. Это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Как дети, так и родители стали добрее, внимательнее.
Совместные мероприятия сблизили меня и родителей, родителей и детей, подружили семьи.
А какие скрытые таланты открылись при проведении праздников с активным участием родителей при проведении конкурса рисунков, поделок.
Традиционным в нашей группе стал выпуск стенгазеты на различные темы: «Пока все дома», «Здоровец», «Первоклашка». Главный редактор- мама Максима Е. Дети выполняют роль корреспондентов- собирают интересную информацию для газеты.
В группе оформлен фотоальбом «Наша жизнь- день за днем». В течение года оформлялись фотовыставки «Я горжусь своим папой», «Мама и я - счастливые мгновения», выставки рисунков.
Все родительские собрания стали проходить активно, с почти 100% посещаемостью, на собраниях готовлю всегда цитаты великих педагогов или из народной мудрости
На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания воспитанию своих детей, помогают в совместной работе, принимают активное участие в конкурсах, викторинах. Приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты, благодарности, или просто благодарят устно или письменно в информационном уголке.
«Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут»
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалом, рекомендациям. Советам, которые носят характер краткой памятки (папки-передвижки). Поэтому мы часто используем их в работе.
- Форма работы информация в родительских уголках является традиционной. Для того, чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей, я использую рубрики «Чем и как занять ребенка дома». «Спрашивали-отвечаем», «Говорят или рассказывают дети», «Благодарим», «Игры всей семьей», в которых помещаем практический материал, даем возможность понять чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Два года работы в тесном контакте с родителями дали положительные результаты:
- установлены доверительно-дружеские взаимоотношения,
- повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы
- родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
На этом работе не закончилась. По предложению старшего воспитателя я решила в нынешнем учебном году углубленно поработать по теме «Организация взаимодействия с родителями для успешной подготовки ребенка к школе».
Цель: достичь совместно с родителями высокого уровня подготовки детей к школе через новые нетрадиционные формы взаимодействия. Выделила основные задачи сотрудничества. Постаралась выбрать наиболее интересные формы работы с родителями и детьми. Составила перспективный план работы на этот год.
Было проведено 2 вида анкетирования с целью выявления приоритетов родителей в области их педагогической грамотности и готовности ребенка к школе. Результаты показали, что родители все-таки нуждаются в нашей помощи. Совместно со страшим воспитателем сделали подборку практического материала, рекомендаций по интересующим родителей разделам, вопросам. Оформили в информационные папки. Родители постоянно ими пользуются.
На первом родительском собрании была объявлена благодарность родителям, принимающим участие в ремонте ДОУ и в подготовке к новому учебному году, также познакомили родителей с тем, чего мы должны достичь к выпуску в школу (кратко, лаконично, без зачитывания задач, как чаще всего это делается). Родители посмотрели открытое занятие по грамоте и математике. Совместно с родителями вынесли решение о создании детско-родительского клуба «Вершки и корешки» В постоянные члены клуба записались 9 семей. Решили собираться 1 раз в 2 месяца, а если появится необходимость, то и чаще. На первом же заседании побеседовали об успехах детей (это было в октябре) и поработали в творческой мастерской – изготовляли поделки из овощей к конкурсу. За один час общения мы успели многое: побеседовали о городе, о пользе и вреде овощей и возникло желание одно из заседаний клуба посвятить книгам.
В конкурсе «Ох, уж эти овощи» приняли участие абсолютно все родители. Было три призовых места, и очень сложно было выбрать лучшие работы: здесь были поделки и газеты, фотографии и рецепты блюд из овощей. Вручили 6 дипломов, а всем остальным утешительные призы.
В октябре была проведена «Неделя здоровья» : совместно с родителями сходили в поход, провели соревнования, показали родителям форму закаливания, которую мы проводим с детьми и провели семинар-практикум для родителей «Хорошее здоровье – залог успеха в школе». Родителям были даны рекомендации врача физкультурного диспансера, показаны и проведены упражнения для формирования правильной осанки для профилактики плоскостопия. Полезный материал педагога, доктора медицинских наук Л.Деннисона использован в газете «Первоклашка». Родители с удовольствием читают стенгазету, а дети гордятся тем, что в создании газеты они принимали участие. В начале учебного года по просьбе родителей была проведена предварительная диагностика уровня подготовки детей к школе. Целью проведения данной диагностики было выявление проблем у детей. Старший воспитатель провела диагностирование детей, выявила проблемы. И по результатам диагностирования первоначально был проведен психолого-педагогический консилиум , а затем совместно с родителями провели тренинг «Факторы успешной подготовки детей к школе» И также имели место индивидуальные консультации и беседы с родителями.
Осенью и весной проводили интересные мероприятия с родителями: «Неделя открытых дверей»
- дискуссионный клуб с элементами практикума
- три заседания детско-родительского клуба «Вершки и корешки»
В конкурсе сочинений «Мой ребенок-первоклассник» приняли участие 80% родителей. Сочинения мы зачитали детям и активно с ними обсуждали. Как они понимают готовность к школе.
Интересная встреча-обсуждение прошла с выпускниками детского сада и их родителями.
В деловой игре «Познавательно-речевое развитие детей 6-7 лет» принимали участие учитель-логопед, психолог, учителя начальной школы.
Открытые диагностические занятия посетили многие родители, которые заинтересованы успехами детей, также приходили учителя.
Таим образом, проведенная работа позволила сблизить педагогов и родителей, родителей пи детей, способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Семьи подружились между собой. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, повысился эффект семейной подготовки ребенка к школе и его успешной адаптации. Родители будут иметь полное представление о том, в чем заключается готовность ребенка к школе.