От времен палеолита
Вплоть до нынешних времен.
С. Наровчатов
Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было «сотворено» первое из них – пирамиды египетских фараонов, затем двадцать веков спустя, второе – висячие сады в Вавилоне (VII в. до н. э.), за ним по одному в столетие – храм Артемиды в Эфесе (VI в до н. э.), статуя Зевса в Олимпии (V в до н. э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в до н. э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колосс Родосский и маяк на острове Форосе (III век до н. э.).
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали своей монументальностью и красотой. В них воплотился взлет мысли, откровение творческой фантазии, мастерство древних строителей. Изумленные современники по достоинству оценили эти творения рук человеческих, оставив о них восторженные воспоминания в прозе, в стихах. Перечень семи чудес света был составлен Антипатром в I веке до нашей эры. Уже в те далекие времена непросто было отдать предпочтение одному из семи чудес перед другим, признать, какое из чудес чудесней. Античный поэт Антипатр Сидонский, увидев храм Артемиды, воскликнул: «Все остальное померкло перед ним»
Но прошли столетия, и историк, сравнивая собор Парижской богоматери в Париже с храмом Артемиды в Эфесе, воспетый античным поэтом, находил галльский собор «великолепней по длине, ширине, высоте и устройству».
Только самое древнее из чудес – египетские пирамиды дожили до эпохи телевидения, об остальных мы знаем по многочисленным описаниям очевидцев да по археологическим раскопкам. Благодарная память человечества навсегда сохранила образы удивительных творений гениальных мастеров.
В VII веке молдавский ученый Николай Спафарий записывает в своем трактате: «Седмь чюдес вселенныя: пирамидес, сиречь высочайший столп во Египте, столп во Фаре, во Александрии, церковь Артемиды в эфесе, гроб Маусола, колосос, или кумир родийский, кумир Зевсов Олимбиа, лавиринт в Крите, или стена вавилонская» В том же VII веке Симеон Полоцкий описал семь чудес древнего мира, где вместо «висячих садов» в Вавилоне упомянута стена, ограждающая Вавилон.
Да, порой одно – два из чудес заменялись другими, тоже великолепными сооружениями. Но никогда «семь чудес» не дополнялись восьмым.
Многие архитектурные сооружения разных времен и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семерке.
История строительства и архитектуры знает немало настоящих шедевров, их нетрудно обнаружить в любой эпохе у любого народа. Эти сооружения можно считать вехами в истории развития строительной и архитектурной мысли. Они вдохновляли поэтов и романистов, живописцев и композиторов. Даже разрушенные и исчезнувшие с лица Земли, они продолжали учить зодчих прекрасному, вдохновляя на дерзновенные творческие поиски и смелые инженерные решения.
В необыкновенных сооружениях всегда проявлялось новаторство строителей. Ценой огромных творческих и созидательных усилий создавались образцы, которые служили предметом подражания, стимулом для творчества. То, что возникало как необыкновенное, уникальное, впоследствии находило применение в массовом строительстве. Новаторство и традиции здесь идут бок о бок. И не удивительно, что истоки современных строительных традиций уходят в глубокую древность.
Строительство – одно из древнейших искусств на Земле. Человек соорудил свое первое жилище в начале палеолита – древнего каменного века. Этот «век» длился тысячи веков, и на него приходится 98% времени существования человека. Первобытные люди жили, вернее сказать спали, в неглубоких ямах в земле. Иногда под открытым небом, иногда укрываясь ветвями и хворостом. Об этом писал в I веке Лукреций Кар:
В рощах, в лесах или горных они обитали пещерах
И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,
Ежели их застигали дожди или ветра порывы…
Потом стали сооружать шалаши, хижины. Этим непрочным сооружениям суждена была продолжительная история – это самые древние виды сооружений, существующие кое – где и поныне.
В таких постройках люди жили тысячелетиями до возникновения первых цивилизаций, но с возникновением цивилизаций, с образованием городов шалаши и хижины продолжали служить человеку. В хижинах из тростника жили строители египетских пирамид.
Древние историки, средневековые путешественники, мореплаватели эпохи Великих географических открытий отправлялись в дальние странствия из городов, украшенных архитектурными сооружениями. Они считали своим долгом рассказать о жилищах неизвестных народов. Арабский писатель Ал – Якуби в IX веке писал о тростниковых хижинах африканских народов. В XVI веке уроженец Гранады Лев Африканский писал о таких же хижинах на реке Бани, притоке Нигера, видел на островах Тихого океана в 18 веке капитан Кук.
Ранним утром 20 сентября 1871 года на 317 – й день после отплытия из Кронштата Н. Н. Миклух – Маклай сошел на берег Новой Гвинеи и попал … в каменный век. Между деревьями он заметил несколько крыш, тропа привела его к хижинам, крытым пальмовыми листьями, спускавшимися почти до земли.
До сих пор сохранились уголки, которых не коснулось быстротечное время. На юго – западном побережье Мадагаскара живет небольшая этническая группа – мике, которая строит свои хижины из веток колючего кустарника.
«Конические деревянные хижины стоят у истоков современных форм строительства», - заметил английский экономист Питер А. Стоун. Первобытный человек, построивший свой шалаш, сделал великое открытие. Действительно, первобытному строителю есть чем гордиться.
Но строительство никогда не стояло на месте. Одна за другой постигались тайны строительного мастерства, преодолевая страх перед строительным материалом, вырабатывались критерии прекрасного.
Почти в одно время с египетскими пирамидами на юго – западе Англии было воздвигнуто необыкновенное каменное сооружение – Стонхендж. «По замыслу и выполнению, - пишет англо – американский астроном Хокинс, - это восьмое чудо древнего мира».
Стонхендж (Стоунхендж) (Stonehenge), крупнейшая мегалитическая культовая постройка 2-го тыс. до н. э. в Великобритании, близ г. Солсбери. Земляные валы, огромные каменные плиты и столбы образуют концентрические круги. Некоторые ученые считают Стонхендж древней обсерваторией.
Историк архитектуры А. В. Бунин пишет: «Большой храм Амона в Фивах… заслуженно считался одним из «чудес света», так как в монументальности архитектурных форм и в гигантских размерах он не имел себе равных в Египте».
К чудесам древнего мира причисляли храм Дейр – эль – Бахри, существующий поныне.
Скальная местность, оформленная двумя известными древними архитектурными ансамблями, совмещавшими в своем строении принципы пирамиды и колоннады, несколько оформленных колоннадами террас и богато украшенными рельефами.
и храм Соломона в Иерусалиме, разрушенный, согласно преданию, Навуходоносором в VI веке до нашей эры.
Чудом считали Версальский дворец, которому, по словам Н. М. Карамзина, нет подобного великолепия.
Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских стран. В 1830 ансамбли Версаля превращены в национальный музей.
Королевский эскориал святого Лаврентия испанский поэт Луис де Гонгора назвал Восьмым чудом света,
Дворцовый комплекс, включающий королевскую резиденцию, монастырь, библиотеку и музей.
Название Эскориал происходит от испанского escoria («шлак»), в древности здесь находилась кузницы и литейные мастерские. Резиденция была построена испанским королем Филиппом Вторым в 1563-84 гг. в честь победы у Сен-Кантена 10 августа 1557 (в день Святого Лаврентия, в честь которого освящен монастырь) над войсками французского короля Генриха Второго, как место погребения испанских королей (первоначально Карла V Габсбурга и Изабеллы Португальской) и оплот Контрреформации.
За основу планировки монастыря был взят план Иерусалимского храма, составленный по описаниям Иосифа Флавия, в который были внесены изменения, обеспечивающие многофункциональность комплекса. Резиденция представляет собой суровый, величественный, одиноко стоящий прямоугольник с башнями по углам, с 16 внутренними дворами; композиционным центром ансамбля является купольная (квадратная в плане) церковь. Статуи Давида и Соломона, расположенные над входом в церковь, должны были символизировать воинственность Карла V и мудрость Филиппа II. Ансамбль сложен из голубовато-серого гранита и лишен внешних украшений (за исключением усыпальницы). Интерьеры дворца богато украшены скульптурой и фресками 16-18 вв. (и другие).
Сент – Луисская арка на берегу Миссисипи, по словам Нодара Думбадзе, - чудо современной архитектуры.
Сколько их, не попавших в современную семерку!
Плутарх считал афинский Акрополь непревзойденным по своей волшебной красоте.
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры.
Плиний Старший писал, что ничего более удивительного, чем римский акведук Клавдия, не было на всем земном шаре.
По словам римского поэта Марка Валерия Марциала, все чудеса древнего мира «уступают … творению цезарей римских, больше всего Колизей славит людская молва».
Колизей (от лат. colosseus — громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75-80 н. э.). Служил для гладиаторских боев и др. зрелищ, вмещал ок. 50 тыс. зрителей. Представляет собой огромную овальную чашу (188х156 м). Стена Колизея, высотой в 50 м, сложена из крупных каменных блоков, конструкции галерей укреплены бетоном и кирпичом.
На величественном фасаде четыре яруса сводчатых арок, которые опираются на скрытые в стене мощные столбы. Наружные стены украшены пилястрами трех архитектурных ордеров — тосканского, ионического и коринфского. В центре расположена арена, окруженная ступенчатыми скамьями. На арене поставлен деревянный крест в память о погибших во время гладиаторских боев христианах. До настоящего времени Колизей в Риме остается одной из самых внушительных и масштабных построек человечества.
Часто к чудесам света причисляют Великую китайскую стену – самое грандиозное сооружение на Земле. Великая Китайская Стена, крепостная стена в Сев. Китае; грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. Длина, по одним предположениям, ок. 4 тыс. км, по другим — свыше 6 тыс. км, высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м. Построена в основном в 3 в. до н. э. Полностью реставрирован участок Великой Китайской стены близ Пекина.
Собор святой Софии, сооруженный в VI веке в Константинополе, - великолепный «храм света». Софии Храм (храм святой Софии, Айя-София) в Константинополе (Стамбуле), наиболее значительный памятник византийского зодчества. Сооружен в 532-537 годах Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Храм представляет большой прямоугольник с четырьмя мощными столбами, которые несут на себе основную тяжесть центрального купола диаметром 31, 5 м. Расстояние между столбами зодчие перекрыли арками и парусами, сделав столбы почти незаметными. Впечатление легкости купола храма усиливает множество окон, прорезанных в основании купола. Сложная система полукуполов придает грандиозному интерьеру храма стройное единство. Мозаики 6-12 веков.
Индийский храм Кайласанатка, или Кайласа, в Эллоре, созданный в VIII веке прямо в скале, украшенный искусной резьбой по камню и покоящийся на семи слонах.
Грандиозный монолитный храм Кайласанатха (725-755), обильно украшенный скульптурой; стилобат одной из трех сторон храма опоясан изваяниями слонов в натуральную величину.
К чудесам готики причисляли знаменитый Амьенский собор во Франции. Амьенский Собор, Нотр-Дам, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м). Главная его часть построена в 1218-1279. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания. Центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа.
До сих пор считается чудом зодчества собор святой Софии в Новгороде, сооруженный в XII веке.
Софийский Собор в Великом Новгороде, памятник древнерусского зодчества; построен в 1045-1050 годах при князе Владимире Ярославиче, сыне Ярослава Мудрого, в детинце — центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Изначально пятинефный пятиглавый крестово-купольный храм является древнейшим сооружением города, отличается суровым монументальным обликом, простотой форм, скупостью декора. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора, делают его семинефным и шестиглавым. Строили собор в основном из камня (плинфа использовалась преимущественно в кладке сводов) по образцу Софийского собора в Киеве.
Первоначально галереи-паперти были задуманы одноярусными, но в ходе строительства выполнены двухъярусными, причем южная паперть была открытой. Ширина собора составляет одну шестую часть греческой стадии, что равно длине киевской Софии. В соборе сохранились фрагменты росписей 11-12 веков. Собор славится Корсунскими и Сигтунскими дверьми. Входит в состав Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1991 году передан для использования Русской православной церкви.
В том же веке сооружена вблизи древнерусского города Владимира изумительной красоты церковь на Нерли. «Поэма в камне, подлинное чудо русского искусства», - писал о ней академик И. Э. Грабарь.
Покрова на Нерли церковь, во Владимирской обл.; выдающийся памятник владимиро-суздальской школы. Входит в «Золотое кольцо» России. Построена в 1165 в полутора км от Боголюбово. Стоит в стороне от селений, среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерль в Клязьму. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа отличается исключительной гармонией пропорций, изяществом каменной резьбы, пластической обработкой стен.
О дивной Преображенской двадцатиглавой церкви в Кижах бытует предание, будто мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь Нестор, не было, нет, и не будет такой».
Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой. Старинное предание прямо связывает строительство Преображенской церкви с личностью Петра I: «Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план». Трудно сказать, было ли так на самом деле. Но в каждом предании есть доля исторической правды. В представлении народа сам факт сооружения Преображенской церкви и ее идейно-художественный образ связывались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.
Восьмым чудом света называли грандиозные деревянные хоромы, построенные в XVII веке в Коломенском под Москвой для царя Алексея Михайловича. Известный писатель XVII века Симеон Полоцкий в виршах, посвященных этим хоромам, говорит:
Седмь дивных вещей древний мир читавшее,
Осьмой див – сей дом – время имать наше.
Одним из чудес света называли современники дворец – усадьбу, построенную В. И. Баженовым на крутом холме против Боровицкой башни московского Кремля – «Пашков дом». Построенное в 1784 – 1786годах, это замечательное здание – хранилище уникальных рукописей – и в наши дни занесено в «Книгу рекордов Гиннеса», куда, как известно попадают лишь мировые «рекорды».
Баженов В. И. мастерски использовал сложный рельеф местности, отказался от традиционной схемы застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели. В результате усадьба приобрела городской облик. Был создан сад (не сохранился); главный вход помещался со стороны небольшого двора с парадными воротами. Наружный облик здания, исключительно благородного по силуэту и пропорциям, сохранился почти без изменений (интерьеры утрачены во время пожара 1812).
Подмосковная церковь Вознесения в Коломенском вызвала изумление знаменитого французского композитора Гектора Берлиоза, назвавшего ее «чудом из чудес». «… Во мне все дрогнуло, - писал Берлиоз. – Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел стремление ввысь. Я долго стоял ошеломленный».
Церковь Вознесения – один из первых каменных шатровых храмов на Руси, построенная в 1532 году. Церковь стоит на берегу Москвы – реки. Стройный шатровый силуэт храма высотой 62 метра хорошо вписывается в ландшафт холмистого берега.
«Седьмым чудом света» называли Большой Каменный мост, построенный в Москве под руководством старца Филарета в 1687 – 1692гг, и Китайгородскую стену, сложенную в Москве 400 лет назад, которая еще в 30 – х годах XX века вилась от «Метрополя» до Никольских ворот, затем от Лубянки к Москве – реке и по ее берегу до Василия Блаженного.
Одним из чудес света назвал академик А. Е. Ферсман легендарную янтарную комнату Большого екатерининского дворца в Царском Селе (в Пушкине)…
Янтарная Комната (Янтарный кабинет), принятое в литературе название одного из помещений Большого Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в нач. 18 в. в Пруссии, в 1716 подарено королем Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село (архитектор В. В. Растрелли). В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено гитлеровцами в Кенигсберг. Дальнейшая судьба неизвестна. В 1979 году начались работы по воссозданию интерьера кабинета под руководством главного архитектора Екатерининского дворца Александра Кедринского. 31 мая 2003 года во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие Янтарной комнаты.
Древние чудеса были созданиями искусства – архитектурного и скульптурного. Но вот один американский журнал в начале XX века обнаружил, что к современным семи чудесам причислялись творения научной мысли: беспроводной телеграф, телефон, аэроплан, радий, антитоксины, спектральный анализ, лучи х (или Рентгена).
Ученый П. Г. Олдак пишет: «… сегодня к «семи чудесам света» хочется отнести … чистую воду и чистый воздух, почвы, ландшафты, животный мир, чистоту Мирового океана и равновесие климата».
Чудом света называли первые башенные часы, установленные на Страсбургском соборе в 1352 году, и царь – пушку в Московском Кремле. В середине XVI века как на чудо света смотрели на «швацкую машину», заменившую труд более двухсот водоносов, которые до этого из рук в руки передавали на шахты кожаные ведра с водой. Чудом называли также первый трубопровод, проложенный в том же веке и предназначенный для транспортировки соли из Бад – Рейхенхалля в Траунштейн.
К чудесам света причисляли самые разные сооружения – от знаменитых рисовых террас на филиппинском острове Лусон до Медного всадника, по поводу которого в день открытия памятника поэт Василий Рубан писал, что отныне Колосс Родосский должен смирить свой гордый вид, египетский пирамиды пора перестать считать чудесами…
«Медный Всадник», поэтическое обозначение памятника Петру I в Санкт-Петербурге (Ленинграде), воспетого А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833). Бронзовая конная статуя Петра, установленная на гранитной скале («гром-камень» массой 1600 т), отличается драматичностью, многогранностью образа преобразователя страны. Работа над конным памятником Петру I, продолжавшаяся более десяти лет (с 1766 по 1778), была поручена императрицей Екатериной II по совету Дидро скульптору Фальконе, давно мечтавшему создать монументальное произведение.
В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Ниже речь пойдет только о «чудесах» строительных. К ним, конечно, не могут быть отнесены псевдочудеса, такие, например, как дом с водопроводными трубами и кранами из чистого серебра, ванной комнатой, облицованной каррарским мрамором, стенами спальни, выложенными эмалью и чеканным золотом. Нельзя, разумеется, причислить к чудесам и кафе, построенное в целях рекламы крышей вниз. Баснословно дорогое сооружение и сооружение – курьез не могут рассчитывать на всемирную славу только благодаря этим своим качествам.
В наши дни к «чудесам света» также причисляют самые разные сооружения. Поэт Владимир Салимон в стихотворении «Чудо света» пишет:
Чудом света Лужники
И Гребной канал
Поспешит назвать спортсмен –
профессионал.
Чудом света Крымский мост
И Тверской бульвар
поспешит назвать шахтер
или сталевар…
Прекрасные сооружения, ставшие образцом строительного искусства, свидетельствуют о тонком вкусе и высоком мастерстве строителей. Многие сооружения, возникшие в древности, сохранили до наших дней не только свое значение, но и технические особенности.
Может быть, древние архитектурные сооружения со временем теряют свое очарование, и потомки лишь отдают дань уважения своим мастерам да удивляются: как. Мол, они мало знали и как много умели? В связи с этим уместно вспомнить слова В. И Баженова, который говорил, что некоторые думают, будто архитектура, как одежда, входит и выходит из моды, но как логика, физика и математика не подвержены моде, так и архитектура, ибо она подчиняется основным правилам, а не моде.
Не только красотой, но и техническим исполнением, до сих пор поражают древние сооружения. И сегодня считается одним из чудес света загадочный храм в Бальабеке. Сооруженный по воле императора Августа, этот храм с самого начала был задуман как «чудо света». Его загадочность заключается в поразительном техническом решении проблемы.
Трудно вообразить, как древним строителям удалось доставить и установить колонны такого размера. Настоящее чудо. Даже с помощью современной техники это нелегкое дело, требующее изобретательности и остроумия.
Никогда еще строительство не приобретало таких грандиозных масштабов, как в наше стремительное время. Среди современных проектов и построек есть подлинные шедевры строительного искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с «семью чудесами древнего мира». Перед строителями открываются широкие перспективы.
В 2007 году был проведен общественный проект «Семь чудес России» с целью выявления самых замечательных объектов природы и памятников культуры Российской Федерации. Выборы семи чудес России проходили с помощью SMS и Интернет-голосования.
12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади в Москве были объявлены победители. Проект «Семь чудес России» способствовал возрождению чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, а также привлек внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории России.
Итак, «чудесами России признаны четыре природных объекта:
- озеро Байкал,
- долина Гейзеров,
- Эльбрус,
- столбы выветривания на плато Мань – пупу – Нер.
Их дополняют исторические памятники:
- Мамаев курган (Мамаев Курган расположен в центральной части Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили упорные бои (особенно в сентябре 1942 и январе 1943).
На Мамаевом кургане — памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», возведенный в 1963-1967 годах (скульпторы Е. В. Вучетич, В. Е. Матросов, А. С. Новиков, А. А. Тюренков; архитекторы Л. Б. Белопольский, В. А. Демин). На мамаевом кургане похоронены маршал Василий Чуйков и генерал-полковник Михаил Шумилов).
- Собор Василия блаженного (Собор Покрова, что на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Покровский собор — одна из самых известных российских достопримечательностей; именно он является для большинства жителей планеты Земля символом Москвы и России (таким же, как Эйфелева башня для Парижа и Франции и, например, Статуя Свободы для Нью-Йорка и США).
- Петергоф (Петергоф — один из самых грандиозных садово-парковых ансамблей 18-19 веков. Располагается вдоль южного берега Финского залива, в г. Петродворец.
Построенный как загородная резиденция российских императоров, Петергоф ни в чем не уступает своим западным аналогам (Версаль, Сан-Суси), но во многом и превосходит их.
Можно вести бесконечные споры и диспуты о чудесах света, но прийти к единому мнению невозможно никогда.
Поэтому прав был С. Я. Маршак, который заметил:
И, верно, есть восьмое чудо
Нам неизвестное покуда.
Литература.
- Брабич В, Плетнева Г. Зрелища древнего мира. – М.: Искусство, 1971.
- Шебек Ф, Пирамиды, дворцы, панельные дома. – Будапешт: Корвины, 1968.