Цели:
1. Закрепить знания детей о повествовательных монологах.
2. Совершенствовать умение составлять подробный, логичный и содержательный рассказ по картине, руководствуясь готовым планом.
3. Воспитывать интерес к составлению повествовательных рассказов.
4. Развивать творческое воображение, умение раскрашивать изображение.
Оборудование: картина, лист бумаги с изображением пирамиды на каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия
- Вы уже знаете, что бывают две формы речи. Какие? (Диалог и монолог)
- Что такое диалог? (Разговор между двумя или несколькими лицами называется диалогом)
- Что такое монолог? (Это говорит один, а остальные слушают)
- Какие типы монологических высказываний вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)
- Нам предстоит составить повествовательный рассказ по этой картине.
- Вспомним о последовательности структуры повествовательного рассказа. (У рассказа есть начало, середина и конец)
- В начале рассказывается о главных героях и о событии с которого все началось.
- В средней части разные события сменяют друг друга.
- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части рассказа подчиняются главной теме.
- Давайте найдем главную тему рассказа? Посмотрите на картину.
- Кто главные герои этой картины? (Мальчик и девочка; брат и сестра)
- Придумайте им имена. (Ваня и Катя)
- Что делают они за столом? (Рисуют)
- А вы любите рисовать?
- Что нужно для рисования?
- Как вы думаете, какую сказку ребята любят больше всего?
- Почему вы так думаете?
- В какие игрушки любит играть Катя?
- В какие игрушки играет Ваня?
- Это, дети, середина рассказа. Придумаем конец.
- Что будет после того, как дети поиграют в игрушки? (Они уберут игрушки на место)
- Скучно ли им в детской комнате? (Нет)
- Рассказ готов. Осталось его озаглавить. Название рассказа отражает главную тему. (“Детская комната”, “ Любимая комната”)
- Назовем наш рассказ: “Наша любимая комната”. Послушайте его.
У Кати и Вани есть своя комната. Она просторная, уютная и светлая. Там большое окно с красивыми занавесками. На подоконнике цветы. Рядом с окном-детский столик. За этим столом Катя и Ваня рисуют. По середине комнаты расстелен большой ковер. Дети на нем играют. Ваня любит играть с машинками и строить дома из кубиков. Катя играет с куклами и мягкими игрушками. После игры Катя и Ваня убирают игрушки на место. В комнате всегда порядок. Там никогда не бывает скучно.
- Вот какой рассказ у нас получился.
- Ксюша, расскажи нам начало рассказа.
- Кристина, продолжи рассказ.
- Никита, расскажи конец.
- Молодцы, хорошо рассказали. А кто попробует рассказать его полностью, от начала и до конца? (Вызываю 2-3 детей, при затруднении задаю наводящие вопросы)
- Мы составили с вами рассказ-повествование по картине.
Физкульт минутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям – физкульт-привет!
II часть
- Дети, посмотрите на картину. Видите какая она красочная, яркая. Вот только пирамидка стоит нераскрашенная, поэтому в нее и не играют Катя с Ваней.
У вас на столах лежат нарисованные пирамидки, давайте раскрасим их в самые яркие цвета. Постарайтесь, чтобы все кольца у пирамидок были разного цвета. Тогда и Катя с Ваней захотят в них играть. Приступайте к выполнению задания.
- Вы сегодня хорошо потрудились. Закрепили, что в повествовательных рассказах есть что? (Начало, середина и конец). Составили рассказ, красиво раскрасили пирамидки для Кати и Вани. Молодцы!
Литература: Ю.К. Школьник “Развитие речи” (наглядное пособие). Москва. Эксмо. 2002 год.