Цели урока:
- развивать умение анализировать текст;
- учить выделять главное, значимое;
- понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
- учить мыслить самостоятельно;
- развивать память, внимание, речь учащихся;
- развивать умение слышать и слушать своего товарища;
- развивать артистические способности детей;
- воспитывать чувство сочувствия и любовь к животным, к природе.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Выставка книг.
- Выставка детских работ.
- Эпиграф к уроку: «Зайца ноги носят, волка зубы кормят».
- Тесты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Готовность к уроку. (Приложение
1.Слайд 1)
– Как понимаете пословицу?
II. Речевая разминка
Загадки в пословицах и поговорках.
– Прочитайте их, отгадайте о ком или о чём идёт речь.
1) Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его не корми, он всё в лес глядит.
Его ноги кормят. (Волк) (Приложение 1.Слайды 2, 3)2) Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева довезёт. ( Язык.) (Приложение 1.Слайды 4, 5)3) Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц) (Приложение 1.Слайды 6, 7)
– А теперь прочитаем их, вставив нужное слово скороговоркой.
III. Введение в тему
– Сегодня на уроке будем разбирать и анализировать сказку «Про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
IV. Определение цели урока
– Определим цель нашего урока, чему будем учиться на уроке?
V. Работа над сказкой
– Понравилась ли вам сказка?
– Чем?
– Какие чувства, мысли возникли при чтении этой
сказки?
– Какая по жанру эта сказка?
– Каким изображён Заяц в начале сказки?
Зачитайте.
– Как понимаете выражение «душа в пятки ушла»?
Когда так говорят?
– Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?
Зачитайте.
– Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.
– Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы?
– Что они говорили?
– Почему же смеялись над ним молодые и старые
зайцы?
– Каким представлялся им в этот момент заяц? (Смешным
и глупым)
– Прочитайте отрывок, в котором автор говорит,
что « язык у хвастуна точно примёрз». Как
понимаете это выражение?
– Почему волк решил съесть именно этого зайца?
– Прочитайте вопрос №4 учебника и ответьте на
него.
– Где же нашли трусишку другие зайцы?
– Какие чувства он испытывал?
– Что ему сказали зайцы? Как его стали называть?
– Во что стал верить заяц после этого
происшествия?
– Было ли вам жалко зайца? В какой момент?
IV. Работа над иллюстрацией в учебнике
– Какой эпизод сказки изобразил художник?
Найдите отрывок и прочитайте его.
– Почему художник одел всех зайцев в одежду?
V. Работа над детскими иллюстрациями. Классификация рисунков
Рисунок 1.
Рисунок 2.
VI. Чтение учащимися наиболее понравившегося отрывка
VII. Чтение прочитанного с помощью жеста, мимики, позы
«Живая картина» – один ученик читает отрывок сказки, а другой мимикой и жестом рекламирует.
VIII. Обобщение
– Посмотрите внимательно на пословицы записанные на доске и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке. (Приложение 1.Слайд 8)
IX. Тесты
X. Итог урока
– Чему научила нас эта сказка?
– Что запомнилось на уроке?
– Что понравилось?
XI. Домашнее задание
Пересказ сказки.