Пояснительная записка
Программа элективного курса «Основы моделирования одежды» предназначена для обучающихся 10 класса, рассчитана на 34 часа.
Содержание программы разработано на основе системного анализа швейного производства и трудовых функций швеи с учетом обеспечения преемственной связи предпрофильного обучения и профильной школы.
На данном этапе обучения обучающиеся овладевают знаниями и умениями по моделированию и конструированию одежды, а также общими знаниями для родственных профессий: швея, вышивальщица, модельер, закройщик и др.
Актуальность данного курса возрастает в связи
с углубленным изучением технологии, связанный с
переходом на профильное обучение.
Целью элективного курса является воспитание у
обучающихся эстетического вкуса одеваться
стильно и современно, затрачивая при этом
минимум средств и усилий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- формировать у обучающихся умения правильно и безошибочно моделировать разнообразные модели;
- способствовать овладению основными понятиями по конструированию, моделированию и выкраиванию одежды;
- познакомить обучающихся с характером трудовой деятельности рабочих профессий швейного производства
Программа включает пояснительную записку,
тематический план, перечень знаний, умений и
навыков формируемых у обучающихся, содержание
теоретического и практического обучения,
связующим звеном которого являются практические
работы, список литературы, учебно-наглядных и
технических средств обучения.
Тематический план состоит из 5 разделов:
- Общие сведения об одежде.
- Композиция костюма.
- Основные этапы моделирования одежды.
- Техническое моделирование формы юбки.
- Техническая разработка чертежа с рисунка (практическая работа)
Теоретический курс обучения направлен на
формирование у обучающихся 10 классов знаний по
истории одежды, композиции костюма, этапы
моделирования, а также знакомство с
пропорциональным членением костюма и
конструктивными линиями.
В процессе практического обучения особое
внимание уделяется формированию у обучающихся
умений по моделированию и конструированию
одежды, разработке и построению чертежа
конструкции по заданной модели.
На занятиях обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность, содержание которой является создание эскиза модели, ее описание, разработка чертежа конструкции, что повышает интерес обучающихся к данному виду деятельности. Процесс углубления знаний осуществляется в условиях реализации взаимосвязи преподавания, черчения, химии, на основе преемственности с трудовым обучением в 5-9 классах.
При изучении курса для обучающихся
предусмотрены большие возможности, для
самостоятельной работы по созданию моделей
будущих изделий и их изготовлению, подготовке
творческой выставки. В течении года в рамках
школы обучающиеся проводят демонстрацию
моделей, творческие выставки, выполняют
творческие проекты с которыми выходят на
квалификационный экзамен, проходящий на базе
МУК, выполняют олимпиадные работы.
Курс обучения завершается выполнением итоговой
практической работой. При этом обучающиеся
должны выполнить построение чертежа конструкции
модели с рисунка и предоставить эскиз и описание
модели.
В процессе обучения, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Обучающиеся должны знать:
Общие сведения об одежде, пропорции, формы и силуэты; правила создания костюма с учетом силуэта, ритма и цвета в костюме; основные этапы моделирования; техническое моделирование юбки; расчет для построения чертежа конструкции.
Обучающиеся должны уметь:
Наносить конструктивные линии, создавать эскиз
заданной модели и выполнять его описание,
построение кокеток, рельефов, перемещать выточки
шаблонным методом.
Самостоятельно выполнять построение чертежа
конструкции по заданной модели.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Введение. Цели и задачи моделирования. Краткие сведения из истории одежды |
2 1 1 |
||
I. | Общие сведения об одежде. Пропорции, формы, силуэт. Практическая работа. Конструктивные линии. |
1 1 |
|
II. | Композиция костюма. Создание костюма. Силуэты одежды. Ритм в одежде. Цвет в костюме. Практическая работа. Пропорциональное членение костюма. |
2 1 1 2 |
|
III.
IV. |
Основные этапы моделирования
одежды. 4.1.Художественное описание модели. Практическая работа. Выполнение эскиза модели по описанию. 4.2.Техническое моделирование. Методы моделирования. Практическая работа.
Техническое моделирование формы юбки. |
10 1 2 5 2 |
|
V. | Практическая работа. Техническая разработка чертежа модели с рисунка. Создание эскиза. Описание модели. Построение чертежа конструкции модели в масштабе 1:4. – расчет и построение сетки чертежа, – расчет и построение основных деталей кроя, – расчет и построение дополнительных деталей кроя. |
13 2 |
|
Итого | 34 |
Список литературы для учителя:
- Лиин Жак «Техника кроя». Перевод с французского А.Д. Клепцов, И. Клепцлва, Кыргыстан, 1989 г.
- Мельникова Л.Ф. «Обработка тканей» – учебное пособие для обучающихся. Просвещение, 1986 г.
- Холман Д. «Конструирование одежды» – перевод Е. Зайцевой М. Издательство ЭКСМО, 2002 год.
- Янчевская Е.А., Тимагиева З.Н. «Конструирование и особенности изготовления легкой одежды сложных форм», 1981 г.
Список литературы для обучающихся:
- Труханова А.Т., Исаев В.В., Рейноаа Е.В. «Основы швейного производства» – учебное пособие для обучающихся 8-9 классов. Москва «Просвещение» 1989г.
- Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды. Москва. «Легкая и пищевая промышленность» 1984 г.
- Журналы: «Бурда», Moden «Diana», Золушка и др.
Содержание программы
Введение –2 ч.
- Цели и задачи моделирования 1ч.
- Краткие сведения из истории одежды 1 ч.
- Ассортимент современной одежды.
- Общие сведения о конструкции легкого женского платья. Характеристика фигур по осанке, размеру, росту, полноте.
I. Общие сведения об одежде – 1 ч.
Предпосылки возникновения одежды, пропорции
одежды, форма, силуэт, ритм, гармония линии в
одежде.
Практическая работа 1 ч.
Выполнение линии плеча, боковых линий, линии низа
изделия. Фасонные линии (драпировка),
горизонтальные линии (борта, боковые линии),
вертикальные линии (плеч, талии).
II. Композиция костюма 2 ч.
Правила создания костюма. Значение и сущность
силуэта, ритма и цвета при создании костюма.
Костюмы разных эпох (Древней Греции, готики,
эпохи Возрождения, барокко, ампир, модерн.)
Практическая работа 2 ч.
Выполнение пропорционального членения фигуры.
III. Основные этапы моделирования одежды 10 ч.
Художественное описание модели по готовому
эскизу 1ч.
Практическая работа 2 ч.
Выполнение эскиза модели по описанию.
Техническое моделирование 2ч.
Методы моделирования. Шаблонный и графический .
Практическая работа 5 ч.
Перемещение нагрудных вытачек шаблонным методом
1 ч.
Построение кокеток 2 ч.
Построение рельефов 2 ч.
IV. Техническое моделирование формы юбки. 3 ч.
Моделирование юбки со складками, на кокетке.
V. Практическая работа
Техническая разработка чертежа модели с
рисунка. 13 ч.
Создание и описание модели. Построение чертежа
конструкции в масштабе 1:4. понять основную идею
модели и замысел художника. Продумать материал,
определить рекомендуемые размеры, роста и
полноты. Дать подробное описание внешнего вида
модели.
Квалификационная характеристика
Обучающиеся должны знать:
Общие сведения об одежде, пропорции, формы и силуэты. Правила создания костюма с учетом силуэта, ритма и цвета в костюме. Основные этапы моделирования, техническое моделирование юбки. Расчет для построения чертежа конструкции.
Обучающиеся должны уметь:
Наносить конструктивные линии, создавать эскиз
заданной модели и выполнять его описание,
построение кокеток , рельефов, перемещать
выточки шаблонным методом.
Самостоятельно выполнять построение чертежа
конструкции по заданной модели.