Преемственность работы педагогов-психологов МДОУ и МОУ СОШ

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием актуальна во все времена. Поднимаются вопросы недостаточной управленческой  и  организационной преемственности деятельности, отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д.  Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. 

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.

Психологическая преемственность требует  учета  возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и  в  то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных “переходных” периодов. Переходный период от дошкольного к  школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым  и  первостепенная  задача  педагогов-психологов  помочь  детям  и  родителям.

Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности дает возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Наш детский сад многие годы сотрудничает с МОУ СОШ города. Вначале  каждого учебного  года  мы  заключаем  договор  по  обеспечению  преемственности (Приложение 1), составляем план  совместной  деятельности  (Приложение 2).

Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  1. Методическая работа.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с родителями.

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада,  совместные  педсоветы.

Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-й класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей.

Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки  с  рекомендациями  специалистов  ДОУ и  учителей; проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.

Работа с детьми заключается в традиционной форме  знакомства будущих первоклассников со школой – это экскурсии  воспитанников  подготовительных групп в школу. Посещение музея “Военной славы”, школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – все это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу,  убирает страх  и  вселяет уверенность в своих силах.

Весной ДОУ проводит День открытых дверей, на который мы приглашаем  и  гостей из  школы. Наши дети готовят концерт, организуется  выставка  детских  рисунков  и поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам, читают  им  книги,  играют.

Педагог-психолог ДОУ  на  протяжении нескольких лет  ведет  паспорт  на каждого  ребенка (Приложение 3).  В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который  будет  учитываться  педагогом-психологом  школы  в  дальнейшем.

Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведенных за ним еще в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.