Работа с родителями

Разделы: Работа с родителями


Большое значение, работая по системе работа начинается в  1 классе с 1 сентября – требуется помощь родителей в подготовке ребят к торжественной линейке (они читают стихи и поют песни), к первому уроку, в котором участвуют и дети и родители. Затем, на протяжении всего периода обучения в начальной школе родители являются соучастниками учебного процесса, помощниками, участниками. На новогодний праздник родители нашего лицея своими силами поставили сказку и показали её детям. На празднике, посвящённом мальчикам и девочкам (соревнования) в командах были и родители: мамы и папы. Совсем недавно прошёл праздник  «Прощание с Азбукой» и главными героями были родители. Только в содружестве с родителями мероприятия становятся более интересными. На этих праздниках происходит сближение родителей и детей, родителей между собой; учителя и родителей. Это небольшая часть нашей совместной работы.

Конечно же, основным общением между учителем и родителями являются родительские собрания. Первое собрание было направлено на знакомство с родителями, на знакомство с системой, по которой обучаются их дети. Мы, учителя знакомили родителей с двумя основными для начала обучения вопросами:

1. В чём состоит помощь родителей детям в обучении?

а) В уходе за ребёнком, в обеспечении нормальным питанием, отдыхом, посильной физической нагрузкой.
б) В расширении его кругозора: совместном чтении, просмотре фильмов, организации походов по интересным местам, посещении музеев, театров и просто в дружеском разговоре.
в) В обсуждении (без назидательности) его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о родословной, о жизни в стране.
г) В постоянном контакте с учителем.

2. Чего родители не должны делать?

а) Брать на себя подготовку домашних заданий, иначе учитель не узнает, что у ребенка получается, а что нет, а значит, не окажет ему помощь.
б) Наказывать за неуспех.

В первом классе проводится очень много бесед и консультаций с родителями на разные темы. Например, в классе есть группа детей с гиперактивностью. Вместе с их родителями на консультации решаем проблему их поведения. Недавно на родительском собрании обсуждалась тема «Компьютер – польза или вред?. Дискуссия между родителями заняла почти 1,5 часа.

Ну и конечно, же огромная поддержка оказывается ребятам при подготовке к урокам, особенно к окружающему миру. При подготовке к этому уроку нужно находить много дополнительного материала, уметь его рассказать. Некоторые уроки по окружающему миру мы проводим на экскурсиях, которые проходят при помощи родителей. Хотелось бы отметить, что родители с радостью посещают собрания. Особенно большой популярностью пользуются не совсем обычные встречи. Так, например, очень удачно прошло собрание – конференция для пап. Главной целью этого мероприятия было раскрытие роли отца в воспитании детей, необходимости его присутствия в воспитательном процессе.

Параллельно раскрывался вопрос о семейных традициях. Папам были выданы памятки – помогайки, а закончилось собрание чаепитием (тут уж постарались мамочки). Хотелось бы привести пример собрания, которое проводится в августе, за неделю до начала занятий.

Тема: «Почему учиться трудно»

Форма проведения: беседа и дискуссия

Задачи собрания:

  • Формировать у родителей психолого-педагогические знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка.
  • Установить дружеские отношения между родителями и учителем.
  • Познакомить родителей с организацией учебного процесса в школе.
  • Получить первичные знания о будущих первоклассниках путем анкетирования родителей.

Собрание лучше начать с первичного знакомства. Можно предложить каждому родителю в течение 2-3 минут изготовить визитную карточку. На ней присутствующие пишут то обращение, как бы они хотели, чтобы их называли.

Учитель может огласить правила проведения родительских собраний.

Очень хорошо на этой встрече прозвучало бы выступление психолога. Начало обучения – это стресс для ребенка. До начала обучения важно провести профилактику школьного стресса совместными усилиями родителей, учителя и психолога.

На этом собрании необходимо анкетирование. Вопросы анкеты должны составляться учителем в соответствии с его требованиями и интересами.

Родителям, которые сами переживают стресс, вызванный началом школьной жизни ребенка, тоже нужна помощь. Что родители хотят от школы? Чего они ждут от своего ребенка? Помочь родителям открыто и спокойно поговорить со своими детьми – задача  учителя. Родители узнают много нового и прояснят для себя проблему.
Так любое, даже обычное собрание, может превратиться в откровение, праздник общения, встречу единомышленников.