Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией обучающихся.
Не секрет, что сочинение на лингвистическую тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9, представляет для детей определённые трудности. Начинать работу с данным видом сочинений необходимо как можно раньше.
В данной статье речь пойдёт о таких творческих работах, тематика, жанр которых подсказаны необходимостью начала подготовки к ГИА И ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.
Сочинения на лингвистическую тему могут быть разными по стилю и жанрам, они уместны в любом классе, при изучении любого раздела. Но мне хотелось бы говорить пока только о том, как строится работа по обучению написания сочинения на лингвистическую тему в 5-6-х классах.
Учитывая особенности пятиклассников, творческие задания лучше подавать в игровой, занимательной форме. Предлагаю урок развития речи, на котором дети учились писать сочинение на лингвистическую тему: написание словарной статьи.
1. Начинаем с постановки задачи:
– Представьте себе, что нам поручено
интересное и ответственное дело – составить для
толкового словаря статью о слове «берёза.»
– С чего начнём ?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы
знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем
«Толковый словарь живого великорусского
языка». Учащиеся 9 класса в своё время
готовили проект «Собирал человек слова», часть
презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена статья о слове
«осень» в таком словаре.
– Зачитываем значение слова «осень» по
словарю. (Приложение 1.
Слайд 3)
2. Анализ строения статьи
– Делаем вывод: словарная статья состоит не менее чем из четырёх частей: (Приложение 1. Слайды 4-5)
1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки
слова, которые изучаются в особом разделе науки о
языке, для существительных это – окончание формы
родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.
3. Актуализация знаний
Устно проговариваем содержание будущей записи, затем пишем письмо по памяти. (Можно вернуться к слайду 3)
Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж небо осень дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная тень с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).
– Подчеркнуть известные орфограммы. Составить схему предложения. (урок проводится после изучения темы «Синтаксис и пунктуация», поэтому составить схему предложения у детей не вызывает трудностей)
Контроль выполнения. (Приложение 1. Слайд 6)
4. Коллективная работа
Составление словарной статьи о слове
«весна». Пример употребления этого слова в речи
– первая строфа стихотворения А. Плещеева
«Ласточка», которое все знают наизусть. Можно
предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы появляется
запись (Приложение 1.
Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в
сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.
Прослушивание работ детей, которые использовали другие примеры.
Главная часть в словарной статье – толкование
лексического значения слова. Существует
несколько способов толкования значения слова.
Остановимся на одном из них – основном:
родовые и видовые признаки предмета. (Приложение
1. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно
при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
Слайд с изображением деревьев: берёза,
клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение
1. Слайд 10)
Находим родовые и видовые признаки,
выясняем отличие. (Приложение 1.
Слайд 12)
Предметы | Берёза | Клён | Лиственница | Сосна |
I (класс предмета) | деревья |
|||
II (род предмета) | лиственные |
хвойные |
||
III(видовые признаки) | белый ствол | широкие резные листья | хвоя мягкая , опадает на землю | вечнозелёное, плоды – небольшие шишки |
– Составляем пошаговое толкование
лексического значения слова «берёза». (Приложение 1. Слайд 13)
– Записываем три первых предложения, отражающих
последовательность мыслительных операций:
1. Берёза – дерево.
2. Берёза – лиственное дерево.
3. Берёза – лиственное дерево с белым стволом.
– Подбираем пример употребления слова
«берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее
подготовленный ученик читает стихотворение С.
Есенина «Берёза»).
– В тетради записываем:
Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом ,точно серебром. (С. Есенин).
Проверка (Приложение 1. Слайд 14)
5. Самостоятельная работа
Составить словарную статью (по выбору) о
словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов,
исправление ошибок. (Приложение
1. Слайд 16)
6. Следующий этап урока – рефлексия
– Скажите, вам понравилось писать словарные статьи?
Дети с удовольствием выполняют такие виды работы.
– Ответьте на вопрос «Для чего нужна словарная статья?».
Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики говорят о важности словарей, о том, как важно правильно писать словарные статьи.
7. Домашнее задание будет дублировать ответ на вопрос «Для чего нужна словарная статья?», только его нужно записать несколькими предложениями.