“Игры детей – вовсе не игры, и правильней смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста”.
Мишель Монтень
Высказывание великого французского философа эпохи Возрождения не утратило своей актуальности в наши дни. Только игры у современных детей другие, и соответствующие им интересы также видоизменились. Вспоминаются слова, на сей раз русского педагога Н.Пирогова: “Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его среды в нашу, а самим переселиться в его духовный мир.”
В детстве, до 6 лет, закладываются духовные устои и жизненные позиции взрослого человека. Не зря в былые времена девочки играли в дочки-матери, а мальчики совершенствовались в играх на силу и ловкость. Мамки-няньки пели на ночь колыбельные и рассказывали сказки, в которых добро побеждало зло, прекрасное было приоритетом.
В наше время всё это исчезло, забыто. Дети, в массе своей, плохо знают сказки, не верят в чудеса – они прагматики и скептики, этакие маленькие старички. Их воспитанием уже не занимаются родители и родственники. Основной их воспитатель – телевизор и компьютер. Значительное время они проводят у монитора компютера и экрана телевизора. О каком глубоком осмыслении увиденного может идти речь? В школе мы сталкиваемся с эмоциональной чёрствостью, безучастностью к прочитанному, равнодушием к судьбам героев повестей, рассказов и, как следствие, жестокостью.
Ни для кого не секрет, что наши дети, проводя большое количество часов у экранов телевизоров и компьютеров, получают основную информацию именно оттуда. Умеют ли они делать это должным образом? Считывают ли они её или осмысляют? Скорее первое, поверхностное восприятие увиденного.
Основная цель курса – научить детей не только смотреть, но и видеть, слышать, чувствовать, сочувствовать увиденному.
Предшествовавший этому курсу эксперимент был рассчитан на учащихся 7-11 классов. Результат эксперимента показал, что начинать его даже с 7-ого класса – слишком поздно по двум причинам:
К 13 годам у ребёнка уже сформировался какой-то уровень знаний из области кинематографа. Пусть не лучших его образцов, но он есть. Тем сложнее его переубедить, или научить, или заинтересовать, т.е. элемент скептицизма уже присутствует. Основная задача будет заключаться в его преодолении.
Сложность вызвана также количеством уроков, как в сетке расписания, так и за его пределами.
Исходя из выше перечисленного, были внесены изменения, и начало знакомства с музой КИНО перенесено в начальную школу, в 3-4 классы групп продлённого дня в конце недели, когда все уроки закончены и можно совместить приятное с полезным.
С чем здесь можно столкнуться?
В 4-м классе (10-11 лет) ребёнок уже обозначил свой круг интересов: он знает, что его интересует, какие фильмы любит смотреть, чему отдать предпочтение. Это фильмы развлекательные, фантастические, научные, о путешествиях, мелодрамы, боевики, action(?). А где сказки? Разучились смотреть красивые чистые выдумки. Рано отказались. А может и не знают, что это такое.
“Для чего смотрим фильмы?” – Вопрос врасплох, т.к. никогда не задумывались.
Ответы: чтобы развлечься, посмеяться, научиться чему-то, убить время. Это в 10-то лет!!!
Как было написано выше, интересы ребёнка закладываются примерно к 6 годам. И формируют их родители. Поставить какой-то фильм и дать ребёнку, вперив глаза, одному смотреть его, – значит приучить убивать время в дальнейшей жизни. Фильм же будет той самой “развлекаловкой”, о которой они вспомнили.
Фильмы можно и нужно давать смотреть детям, но предварительно о нём рассказать. “Но мы ничего о нём не знаем”, – скажите вы. Да, вы не знаете. Пока. И вам предстоит узнать о содержании фильма и его создателе.
Понять какую нагрузку, мотивацию он несёт, и только при положительной составляющей дать ребёнку его смотреть (если не хотите, чтобы из него вырос “чертополох”, сорняк).
Да, вам надо потратить время, потрудиться, чтобы ребёнок обогащался, а не убивал время и своё будущее, которое будет пустым. Кроме того, такая работа заставляет ребёнка думать, размышлять и, в конечном счёте, готовит к мотивированным действиям в школе. На занятиях – ребёнок будет воспринимать урок, как работу по пополнению жизненного багажа. Ведь большинство современных детей приходят в школу на праздник. Когда сталкиваются с рутинной, каждодневной работой, воспринимают школу, как наказание.
Курс рассчитан на несколько лет с последовательно выстроенной программой:
1 год – мир сказки – только мультфильмы, как отечественные, так и зарубежные.
2 год – мир сказки и рассказов – экранизация известных сказок, повестей как отечественных, так и зарубежных с предварительным знакомством с литературным первоисточником.
3 год – знакомство с шедеврами, как мирового киноискусства, так и русского кинематографа, а также шедеврами советского кинематографа разных лет.
4 год – экранизация известных литературных произведений и сравнение с первоисточниками.
5 год – работы известнейших режиссёров мирового кинематографа.
6 год – великие актёры мира и их роли.
Этот курс можно продолжать и продолжать, в зависимости от пожеланий зрителей, уровня их восприятия:
– если уровень растёт, предлагаются фильмы, более проблемные для восприятия,
– проявляется интерес к определённым мастерам кино, проводятся просмотры их работ с обязательным анализом.
Основная нагрузка приходится на начальный первый год. Задачи 1-го года:
Заинтересовать детей не только просмотром, но и попытаться научить их эмоционально реагировать через разные формы рефлексии (написание своих сказок, заметок-впечатлений, выполнение иллюстраций, разыгрывание отдельных фрагментов и т.д.), распознавать язык мультипликации, познакомить с работами известных мастеров.
У каждой эпохи кино, у разных авторов фильмов свои закономерности самовыражения свой почерк. Об этом надо знать, чтобы испытывать радость от общения с разными художниками.
Это в равной мере можно отнести к художникам не только в области киноискусства, но и других видов творчества.
Таким образом, этот курс решает три задачи:
- обучение истории возникновения и развития киноискусства, анализу просмотренного материала, вычленения составляющих этого синтетического вида искусства;
- развитие возможности дать осознанную оценку кинопроизведению и отличить истинное произведение от подделок;
- воспитание чувства прекрасного.
В результате прохождения программы учащиеся приобретают:
– знания истории возникновения
кино, особенностей жанров и составляющих
кинофильмов;
– умения определять суть кинопроизведения;
– навыки распознания подлинного искусства
кино, отличие от массовой продукции.
Программа “Прекрасный мир кино” ориентирована на учащихся любого возраста, начиная с 3-го класса и заканчивая 11-м классом, а также приемлема и для учителей, заинтересованных в ликвидации своих пробелов в области искусства кино.
Новизна этой программы заключается в расширении исторических корней музы Кино и знакомстве с шедеврами, а не “ширпотребом” кинопромышленности, а также в возможности аналитического осмысления увиденного произведения.
Форма работы – просмотр и обсуждение фильмов, оформление афиш, написание своих сказок, их иллюстрации, попытки воспроизвести фрагменты фильма в своих картинках, разыгрывание отдельных сценок фильмов. По каждому виду работ проводится конкурс. Самые активные участники отмечаются дипломами. В конце года проводится викторина “Лучший знаток мультфильмов”.
Предполагаемый результат. Просмотр мультфильмов не только привлечёт внимание детей, но и разовьёт в них творческие начала, тесно связанные с эмоциональной, духовной жизнью ребёнка. Дети начинают акцентировать внимание на нюансах, которые при обычном, бытовом просмотре ускользают из поля зрения.
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ДЛЯ ПРОСМОТРА РЕПЕРТУАР:
1 год – “Микки Маус”, “Белоснежка”, “Алиса в стране чудес”, “Пиноккио”, “Бэмби”, “Питер Пен”, “Когда зажигаются ёлки”, “Новогодняя сказка”, “Снеговик-почтовик”, “Рождество”, “Аленький цветочек”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Царевна-лягушка”, “Теремок”, “Муха-цокотуха”, “Снегурочка”, “Чиполлино”, “Мальчик из Неаполя”, “Летучий корабль”, знакомство с фильмами Ю.Норштейна, Г.Бардина.
2 год – “Морозко”, “Марья-искусница”, “Садко”, “Золушка”, “Вий”, “Алые паруса”, “Аэлита”, “Человек-амфибия”, “Барышня-крестьянка”, “Выстрел”, “Ревизор”, “Шинель”, “Три мушкетёра”.
3 год – фильмы Ч.Чаплина: “Малыш”, “Огни большого города”, “Золотая лихорадка”, С.Эйзенштейн “Броненосец “Потёмкин”, Д.Вертов “Человек с камерой”, Н.Экк “Путёвка в жизнь”, С.Эйзенштейн “Иван Грозный”, С.Бондарчук “Серёжа”, “Судьба человека”, С.Чухрай “Баллада о солдате”, Р.Чхеидзе “Отец солдата”, М. Калатозов “Летят журавли”, С.Ростоцкий “А зори здесь тихие…”, “Доживём до понедельника”, Р.Быков “Чучело”.