Восточное путешествие. 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 5


Тема: Древний Восток (Египет, Вавилон, Финикия, Палестина, Индия, Китай).

Цели и задачи: проверить ЗУНы по данной теме; закрепить изученный материал; углубить интерес к предмету.

Оборудование: карта путешествия; наглядность по теме; мультимедийный проектор и слайд-шоу для оазиса Красоты; карточки с именами; кроссворды; шкатулка с сокровищами; эмблемы команд.

Ход игры

1. Вступление.

Древний Восток является одним из 1-х очагов цивилизации на Земле. Здесь возникли первые государства, которые достигли высокого уровня развития. Египетские пирамиды и Великая китайская стена, законы Хаммурапи и библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала, множество богов и библейские сказания. Этот список можно продолжать ещё долго. Но всё это можно объединить всего несколькими словами “Древний Восток”.

Уважаемые гости, болельщики и команды, сегодня мы имеем уникальную возможность совершить путешествие в эпоху, которая отделена от наших дней многими веками, и, овеяна сказочными легендами. Приглашаю вас в “Восточное путешествие”.

2. Представление жюри.

Нашими верными друзьями и справедливыми судьями в дальней дороге будут члены жюри. Познакомимся с ними (Ф.И.О., должность членов жюри).

3. Представление команд.

Нашими провожатыми в чужих странах будут команды, которые смогут вывести нас из любых джунглей: 5А – “Пятиклашки”, 5Б – “Ра-бог солнца” (команды показывают сценки-представления).

4. Гора Вопросов (разминка).***

Как настоящие путешественники мы, отправляясь в путь, взяли карту. Первый пункт, который встретился на нашем пути, называется гора Вопросов. Каждая из команд имеет возможность увеличить высоту горы. Для этого нужно правильно ответить на вопросы.

  1. Какая корова покрыта звёздами (египетская богиня неба Нут).
  2. Книга, из какой страны могла быть такой тяжёлой, что её нужно было возить на телеге (в Китае, писали на бамбуковых дощечках).
  3. Где возник слово “алфавит” и сколько в нём букв (в Финикии, 22 буквы).
  4. Для чего египтяне рисовали на стенах пирамид (чтобы рисунки ожили и пригодились после смерти фараону).
  5. Где жили боги (в храмах).
  6. Кто имел право войти в храм, что он там делал (жрец, кормил бога, одевал его, читал молитвы).
  7. Кого называли сыном бога на земле (египетского фараона).
  8. В каких двух странах буквы назывались одинаково – иероглифы (в Египте и Китае).
  9. Как называют место в пустыне, где есть вода и растения (оазис).
  10. Для чего в каждом египетском доме хранили амулет (защищает от злых духов).
  11. Почему пленного называли “живой убитый” (хозяин мог в любой момент лишить его жизни).
  12. Как называли тело фараона после операции, которое затем помещали в пирамиду (мумия).
  13. Единственное чудо света, которое сохранилось до наших дней (пирамиды).
  14. Почему египтяне уважительно называли реку Нил “отцом” (вода даёт жизнь в пустыне).
  15. Какие книги не горят в огне (глиняные таблички, Междуречье).
  16. Почему только у богачей в Междуречье были деревянные двери, у остальных – циновки (леса нет, дерево привозили из других стран, стоит дорого).
  17. Что означает фраза “око за око, зуб за зуб” (наказание за преступление равно принесённому ущербу – “закон талиона”).
  18. Из чего делали краску финикийцы для пурпурных тканей (из морских моллюсков).
  19. Что сделали евреи, когда не смогли захватить город Иерихон (громко закричали и стены рухнули).
  20. Для чего использовали таран (чтобы пробить стену вокруг города).

Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).

5. Лес Небылиц (продолжить легенду, миф).***

Жители Древнего Востока, пытаясь объяснить окружающий мир, составили множество легенд и мифов. Задача команд в лесу Небылиц: закончить повествование.

  1. Каждое утро бог Амон-Ра начинает плавание по небу на своей великолепной лодке. Когда день клонится к вечеру … (он вступает в борьбу с богом тьмы Апопом и побеждает).
  2. Жили 2 брата Осирис и Сет. И решил Сет погубить своего брата … (на пир Сет принёс гроб, в который и был забит Осирис).
  3. После смерти человек попадает в царство мёртвых, где его судил бог Осирис… (сердце вынимали и взвешивали на весах).
  4. Первые люди Адам и Ева жили в райском саду, не зная горя. Здесь было всего вдоволь, но однажды … (они попробовали яблоко с дерева познания, за что были изгнаны из рая).
  5. Люди стали совершать дурные поступки и даже преступления. Умножилось зло на земле. И решил Бог устроить потоп … (пожалел Ноя и семью).
  6. Когда – то все люди говорили на одном языке. И решили они построить город Вавилон, а в нём башню высотой до неба … (но Бог разгневался на гордыню человеческую и “перепутал” все языки).
  7. Однажды к царю Соломону, узнав о его мудрости, пришли 2 женщины – богатая и её служанка, они не могли разделить ребёнка… (Соломон приказал разделить ребёнка пополам).
  8. Царь Вавилона Валтасар устроил пир. И вдруг на стене пирующие увидели руку, которая написала на стене огненные знаки … (запись расшифровали, она означала “исчислено, взвешено, отдано персам”).
  9. Жил знаменитый богатырь Самсон. И никто не мог его одолеть. Решили его враги узнать, в чём секрет его непобедимости … (Далила узнала секрет, Самсона постригли и взяли в плен).
  10. Однажды фараону приснился сон, который расшифровал Иосиф. Ему приснились 3 худые коровы, которые съели 3 жирных коров, что означало … (после 3 урожайных годов, будет 3 года неурожайных => запасы).

Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).

6. Город Знаний (кроссворд).***

Для продолжения путешествия командам необходимо расшифровать тайные письмена, найденные в городе Знаний – кроссворды.

              9     10                  
              О     С       12          
        1> Б Р А Х М А Н   2> С Ф И Н К С
    8         З     Т       О          
    Ф         И   3> Р А Б   Л          
4> П А П И Р У С     А 11     О          
    Р             5> П И Р А М И Д А    
6> С А М С О Н         Н     О          
    О                 Д   7> Н И Л      
    Н                                  

Поставь номер ответа.

  Самый мудрый царь Иудеи – разделил ребёнка между богачкой и её служанкой.
  Человек, у которого ничего нет, а сам он принадлежит богачу.
  Река в Египте.
  Статуя льва с головой человека.
  Гробница фараона.
  Место в пустыне, где есть вода и растения.
  Река в Индии
  Жрец в Индии.
  Правитель области в Персии.
  Правитель в Египте.
  Материал, на котором писали в Египте.
  Иудейский богатырь, сила которого в волосах.

Ответы: 12, 3, 7, 2, 5, 9, 11, 1, 10, 8, 4, 6.

Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).

7. Озеро Загадок (болельщики).***

Пока наши команды заняты делом. Мы с болельщиками отправимся к озеру Загадок. Правильные ответы прибавляются к баллам вашей команды.

  1. Что такое джунгли (тропический лес).
  2. Почему р. Хуанхе называют “жёлтая река” (берега и дно жёлтые от глины и песка).
  3. Как звали первых людей (Адам и Ева).
  4. Почему некоторые индийцы носили с собой веник и подметал дорогу перед собой (в животных, насекомых душа предка, родственника).
  5. На чём писали в Древнем Китае (на бамбуке, шёлке, бумаге).
  6. В чём заключалась сила богатыря Самсона (в волосах).
  7. В какой стране находятся реки Инд и Ганг (в Индии).
  8. Что сделали китайцы для защиты страны от кочевников-гуннов (построили Великую китайскую стену).
  9. За сколько дней Бог создал мир (6, на 7 отдыхал).
  10. Какие животные были уважаемы в Индии (корова, слон, змея, обезьяна…).
  11. Зачем в башнях на Великой китайской стене были кучи хвороста (огонь – сигнал о приближении врага).
  12. Как звали человека, который остался жив после всемирного потопа (Ной).
  13. Кто такой дракон (крылатый змей).
  14. Правитель Египта (фараон).
  15. Кто такой раб (человек, у которого ничего нет, а сам он принадлежит богачу).

Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).

8. Река Правды.***

Сделаем привал у реки Правды. Чтобы переправиться через неё, необходимо исправить неправильные предложения.

  1. В Египте протекает река Тигр (река Нил).
  2. Выращивание растений называют ремеслом (земледелием).
  3. Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (мумию хоронили в пирамиде).
  4. Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал (Хаммурапи).
  5. Самым знаменитым философом и учёным Китая был Соломон (Конфуций).
  6. Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).
  7. В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют её кормилицей (в Индии).
  8. Лишь гробница фараона Рамзеса сохранилась не разграбленной до наших дней (Тутанхамона).
  9. Область Персидской державы называлась царством (сатрапией).
  10. В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).

Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).

9. Долина Отважных (конкурс капитанов).***

Это конкурс капитанов. Они самые храбрые и умные, они будут в одиночку зарабатывать очки для команд. Изучая страны Востока, мы узнали имена многих исторических деятелей. Ваша задача в долине Отважных – дать характеристику людям.

(Капитаны поочередно вытягивают карточки с именами и кратко рассказывают о том, чем известны они: Адам, Ашшурбанапал, Соломон, Будда, Давид, Валтасар, Ева, Осирис, Цинь Шихуан, Ной …).

Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).

10. Оазис Красоты.***

Однако люди Древнего Востока не только воевали и были заняты добычей пищи. Они оставили большое количество рисунков, статуй, архитектурных сооружений – всё это собрано в оазисе Красоты. Ваша задача определить, что нарисовано и к какой стране Востока относится.

(На мультимедийном проекторе показывается слайд-шоу с достижениями культуры стран Востока ).

Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).

11. Остров Сокровищ (“чёрный ящик”).***

Мечтой любого путешественника является клад. На нашем острове Сокровищ также имеются спрятанные “драгоценности”. Задача команд отгадать, что является кладом.

  1. Это производили в Поднебесной империи, оно стоило очень дорого, особо важные императорские указы писали именно на нём, в производстве этого участвовали гусеницы (шёлк).
  2. Этого много в некоторых странах Востока (например, в Междуречье, Китае), его используют в школе, для строительства домов и крепостных стен, в библиотеке Ашшурбанапала было очень много этого материала (глина).
  3. Когда это придумали, то использовали в качестве лекарства. А в наши дни этот напиток есть в каждом доме и пьют его все, а не только заболевшие (чай).
  4. Это животное живёт только в Африке и Индии. Здесь его очень уважали, так выглядел Бог, его использовали и в домашней работе т на войне (слон).
  5. Это животное очень уважали на Востоке. В Египте считали, что так выглядит богиня неба. А в Индии его называли “матерью кормилицей”, мясо не едят, не кричат на него и не бьют (корова).
  6. Это придумали в Древней Индии, делали из растения. Тогда это стоило дорого, а сейчас это есть в каждом доме. Это очень вкусно (сахар).
  7. Это первое животное, которое приручил человек. В Древнем Египте бог смерти Анубис был с головой этого зверя (собака – шакал).
  8. Это существо уважали на Древнем Востоке. В Древнем Египте бог земли Геб был с головой этого животного. В Индии вечером перед дверями своих хижин жители оставляли варёный рис и приговаривали: “Угощайся, а нас не трогай”. В Китае это символ мудрости. Иногда ему приделывали крылья, и получался дракон (змея).
  9. Домашнее животное в Египте оно являлось символом грации и покровителем женской красоты. Богиня Бастет выглядела именно так (кошка).

Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).

12. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги. Вручает приз команде-победительнице и поощрительный приз проигравшей команде. Благодарит за прекрасные знания, находчивость и дружбу, которые были показаны в игре.

13. Заключение.

Наше путешествие окончено. Но впечатление о нём, я надеюсь, будут сопровождать вас и дальше. Чай, сахар, бумага, цифры, шёлк, компас, шахматы это лишь немногие изобретения Древнего Востока. Поэтому наше знакомство с ним только началось.

_______________

*** – количество и сложность заданий зависят от уровня подготовки классов и лимита времени на мероприятие.