Тема: Древний Восток (Египет, Вавилон, Финикия, Палестина, Индия, Китай).
Цели и задачи: проверить ЗУНы по данной теме; закрепить изученный материал; углубить интерес к предмету.
Оборудование: карта путешествия; наглядность по теме; мультимедийный проектор и слайд-шоу для оазиса Красоты; карточки с именами; кроссворды; шкатулка с сокровищами; эмблемы команд.
Ход игры
1. Вступление.
Древний Восток является одним из 1-х очагов цивилизации на Земле. Здесь возникли первые государства, которые достигли высокого уровня развития. Египетские пирамиды и Великая китайская стена, законы Хаммурапи и библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала, множество богов и библейские сказания. Этот список можно продолжать ещё долго. Но всё это можно объединить всего несколькими словами “Древний Восток”.
Уважаемые гости, болельщики и команды, сегодня мы имеем уникальную возможность совершить путешествие в эпоху, которая отделена от наших дней многими веками, и, овеяна сказочными легендами. Приглашаю вас в “Восточное путешествие”.
2. Представление жюри.
Нашими верными друзьями и справедливыми судьями в дальней дороге будут члены жюри. Познакомимся с ними (Ф.И.О., должность членов жюри).
3. Представление команд.
Нашими провожатыми в чужих странах будут команды, которые смогут вывести нас из любых джунглей: 5А – “Пятиклашки”, 5Б – “Ра-бог солнца” (команды показывают сценки-представления).
4. Гора Вопросов
(разминка).***Как настоящие путешественники мы, отправляясь в путь, взяли карту. Первый пункт, который встретился на нашем пути, называется гора Вопросов. Каждая из команд имеет возможность увеличить высоту горы. Для этого нужно правильно ответить на вопросы.
- Какая корова покрыта звёздами (египетская богиня неба Нут).
- Книга, из какой страны могла быть такой тяжёлой, что её нужно было возить на телеге (в Китае, писали на бамбуковых дощечках).
- Где возник слово “алфавит” и сколько в нём букв (в Финикии, 22 буквы).
- Для чего египтяне рисовали на стенах пирамид (чтобы рисунки ожили и пригодились после смерти фараону).
- Где жили боги (в храмах).
- Кто имел право войти в храм, что он там делал (жрец, кормил бога, одевал его, читал молитвы).
- Кого называли сыном бога на земле (египетского фараона).
- В каких двух странах буквы назывались одинаково – иероглифы (в Египте и Китае).
- Как называют место в пустыне, где есть вода и растения (оазис).
- Для чего в каждом египетском доме хранили амулет (защищает от злых духов).
- Почему пленного называли “живой убитый” (хозяин мог в любой момент лишить его жизни).
- Как называли тело фараона после операции, которое затем помещали в пирамиду (мумия).
- Единственное чудо света, которое сохранилось до наших дней (пирамиды).
- Почему египтяне уважительно называли реку Нил “отцом” (вода даёт жизнь в пустыне).
- Какие книги не горят в огне (глиняные таблички, Междуречье).
- Почему только у богачей в Междуречье были деревянные двери, у остальных – циновки (леса нет, дерево привозили из других стран, стоит дорого).
- Что означает фраза “око за око, зуб за зуб” (наказание за преступление равно принесённому ущербу – “закон талиона”).
- Из чего делали краску финикийцы для пурпурных тканей (из морских моллюсков).
- Что сделали евреи, когда не смогли захватить город Иерихон (громко закричали и стены рухнули).
- Для чего использовали таран (чтобы пробить стену вокруг города).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
5. Лес Небылиц
(продолжить легенду, миф).***Жители Древнего Востока, пытаясь объяснить окружающий мир, составили множество легенд и мифов. Задача команд в лесу Небылиц: закончить повествование.
- Каждое утро бог Амон-Ра начинает плавание по небу на своей великолепной лодке. Когда день клонится к вечеру … (он вступает в борьбу с богом тьмы Апопом и побеждает).
- Жили 2 брата Осирис и Сет. И решил Сет погубить своего брата … (на пир Сет принёс гроб, в который и был забит Осирис).
- После смерти человек попадает в царство мёртвых, где его судил бог Осирис… (сердце вынимали и взвешивали на весах).
- Первые люди Адам и Ева жили в райском саду, не зная горя. Здесь было всего вдоволь, но однажды … (они попробовали яблоко с дерева познания, за что были изгнаны из рая).
- Люди стали совершать дурные поступки и даже преступления. Умножилось зло на земле. И решил Бог устроить потоп … (пожалел Ноя и семью).
- Когда – то все люди говорили на одном языке. И решили они построить город Вавилон, а в нём башню высотой до неба … (но Бог разгневался на гордыню человеческую и “перепутал” все языки).
- Однажды к царю Соломону, узнав о его мудрости, пришли 2 женщины – богатая и её служанка, они не могли разделить ребёнка… (Соломон приказал разделить ребёнка пополам).
- Царь Вавилона Валтасар устроил пир. И вдруг на стене пирующие увидели руку, которая написала на стене огненные знаки … (запись расшифровали, она означала “исчислено, взвешено, отдано персам”).
- Жил знаменитый богатырь Самсон. И никто не мог его одолеть. Решили его враги узнать, в чём секрет его непобедимости … (Далила узнала секрет, Самсона постригли и взяли в плен).
- Однажды фараону приснился сон, который расшифровал Иосиф. Ему приснились 3 худые коровы, которые съели 3 жирных коров, что означало … (после 3 урожайных годов, будет 3 года неурожайных => запасы).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
6. Город Знаний
(кроссворд).***Для продолжения путешествия командам необходимо расшифровать тайные письмена, найденные в городе Знаний – кроссворды.
9 | 10 | ||||||||||||||||||
О | С | 12 | |||||||||||||||||
1> | Б | Р | А | Х | М | А | Н | 2> | С | Ф | И | Н | К | С | |||||
8 | З | Т | О | ||||||||||||||||
Ф | И | 3> | Р | А | Б | Л | |||||||||||||
4> | П | А | П | И | Р | У | С | А | 11 | О | |||||||||
Р | 5> | П | И | Р | А | М | И | Д | А | ||||||||||
6> | С | А | М | С | О | Н | Н | О | |||||||||||
О | Д | 7> | Н | И | Л | ||||||||||||||
Н |
Поставь номер ответа.
Самый мудрый царь Иудеи – разделил ребёнка между богачкой и её служанкой. | |
Человек, у которого ничего нет, а сам он принадлежит богачу. | |
Река в Египте. | |
Статуя льва с головой человека. | |
Гробница фараона. | |
Место в пустыне, где есть вода и растения. | |
Река в Индии | |
Жрец в Индии. | |
Правитель области в Персии. | |
Правитель в Египте. | |
Материал, на котором писали в Египте. | |
Иудейский богатырь, сила которого в волосах. |
Ответы: 12, 3, 7, 2, 5, 9, 11, 1, 10, 8, 4, 6.
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
7. Озеро Загадок
(болельщики).***Пока наши команды заняты делом. Мы с болельщиками отправимся к озеру Загадок. Правильные ответы прибавляются к баллам вашей команды.
- Что такое джунгли (тропический лес).
- Почему р. Хуанхе называют “жёлтая река” (берега и дно жёлтые от глины и песка).
- Как звали первых людей (Адам и Ева).
- Почему некоторые индийцы носили с собой веник и подметал дорогу перед собой (в животных, насекомых душа предка, родственника).
- На чём писали в Древнем Китае (на бамбуке, шёлке, бумаге).
- В чём заключалась сила богатыря Самсона (в волосах).
- В какой стране находятся реки Инд и Ганг (в Индии).
- Что сделали китайцы для защиты страны от кочевников-гуннов (построили Великую китайскую стену).
- За сколько дней Бог создал мир (6, на 7 отдыхал).
- Какие животные были уважаемы в Индии (корова, слон, змея, обезьяна…).
- Зачем в башнях на Великой китайской стене были кучи хвороста (огонь – сигнал о приближении врага).
- Как звали человека, который остался жив после всемирного потопа (Ной).
- Кто такой дракон (крылатый змей).
- Правитель Египта (фараон).
- Кто такой раб (человек, у которого ничего нет, а сам он принадлежит богачу).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
8. Река Правды.***
Сделаем привал у реки Правды. Чтобы переправиться через неё, необходимо исправить неправильные предложения.
- В Египте протекает река Тигр (река Нил).
- Выращивание растений называют ремеслом (земледелием).
- Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (мумию хоронили в пирамиде).
- Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал (Хаммурапи).
- Самым знаменитым философом и учёным Китая был Соломон (Конфуций).
- Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).
- В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют её кормилицей (в Индии).
- Лишь гробница фараона Рамзеса сохранилась не разграбленной до наших дней (Тутанхамона).
- Область Персидской державы называлась царством (сатрапией).
- В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
9. Долина Отважных
(конкурс капитанов).***Это конкурс капитанов. Они самые храбрые и умные, они будут в одиночку зарабатывать очки для команд. Изучая страны Востока, мы узнали имена многих исторических деятелей. Ваша задача в долине Отважных – дать характеристику людям.
(Капитаны поочередно вытягивают карточки с именами и кратко рассказывают о том, чем известны они: Адам, Ашшурбанапал, Соломон, Будда, Давид, Валтасар, Ева, Осирис, Цинь Шихуан, Ной …).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
10. Оазис Красоты.***
Однако люди Древнего Востока не только воевали и были заняты добычей пищи. Они оставили большое количество рисунков, статуй, архитектурных сооружений – всё это собрано в оазисе Красоты. Ваша задача определить, что нарисовано и к какой стране Востока относится.
(На мультимедийном проекторе показывается слайд-шоу с достижениями культуры стран Востока ).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
11. Остров Сокровищ
(“чёрный ящик”).***Мечтой любого путешественника является клад. На нашем острове Сокровищ также имеются спрятанные “драгоценности”. Задача команд отгадать, что является кладом.
- Это производили в Поднебесной империи, оно стоило очень дорого, особо важные императорские указы писали именно на нём, в производстве этого участвовали гусеницы (шёлк).
- Этого много в некоторых странах Востока (например, в Междуречье, Китае), его используют в школе, для строительства домов и крепостных стен, в библиотеке Ашшурбанапала было очень много этого материала (глина).
- Когда это придумали, то использовали в качестве лекарства. А в наши дни этот напиток есть в каждом доме и пьют его все, а не только заболевшие (чай).
- Это животное живёт только в Африке и Индии. Здесь его очень уважали, так выглядел Бог, его использовали и в домашней работе т на войне (слон).
- Это животное очень уважали на Востоке. В Египте считали, что так выглядит богиня неба. А в Индии его называли “матерью кормилицей”, мясо не едят, не кричат на него и не бьют (корова).
- Это придумали в Древней Индии, делали из растения. Тогда это стоило дорого, а сейчас это есть в каждом доме. Это очень вкусно (сахар).
- Это первое животное, которое приручил человек. В Древнем Египте бог смерти Анубис был с головой этого зверя (собака – шакал).
- Это существо уважали на Древнем Востоке. В Древнем Египте бог земли Геб был с головой этого животного. В Индии вечером перед дверями своих хижин жители оставляли варёный рис и приговаривали: “Угощайся, а нас не трогай”. В Китае это символ мудрости. Иногда ему приделывали крылья, и получался дракон (змея).
- Домашнее животное в Египте оно являлось символом грации и покровителем женской красоты. Богиня Бастет выглядела именно так (кошка).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
12. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Вручает приз команде-победительнице и поощрительный приз проигравшей команде. Благодарит за прекрасные знания, находчивость и дружбу, которые были показаны в игре.
13. Заключение.
Наше путешествие окончено. Но впечатление о нём, я надеюсь, будут сопровождать вас и дальше. Чай, сахар, бумага, цифры, шёлк, компас, шахматы это лишь немногие изобретения Древнего Востока. Поэтому наше знакомство с ним только началось.
_______________
*** – количество и сложность заданий зависят от уровня подготовки классов и лимита времени на мероприятие.