Занятие № 2
Тема: Как ты растёшь.
Цели урока:
- Познакомить с работой сердца и лёгких в период, когда ребёнок растёт и условиями для их правильного роста и развития.
- Показать негативное влияние курения (в том числе пассивного курения) на развитие и рост детского организма.
- Способствовать привитию навыков ЗОЖ и бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: отрывок текста сказки В.Сутеева “Под грибом” (можно использовать аудиозапись), картинки героев сказки (муравей, воробей, бабочка, зайчик, гриб маленький и побольше), иллюстрация с изображением взрослого человека и ребёнка, иллюстрация солнца, узкие самоклеящиеся полосочки (стикеры) жёлтого и розового цвета. Карточка Как ты растёшь. Тетрадь “Все цвета, кроме чёрного” М. Безруких (у каждого обучающегося).
Предварительная подготовка: заранее дети получают задание с помощью родителей посчитать пульс в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Ход занятия
I. Организация класса.
– Я рада вас видеть. Давайте друг другу улыбнёмся и начнём наше занятие.
II. Вступление.
– Послушайте сказку Г.Сутеева. “Под грибом”. Кто-то эту сказку знает, послушает и вспомнит, а кто-то услышит впервые. Сядьте поудобнее, будьте внимательными. (Учитель читает сказку (Приложение 1). По ходу текста учитель прикрепляет на доску картинки героев сказки (Приложение 2)).
– Почему столько зверюшек поместилось под грибок? (Дети: грибок вырос.)
III. Введение в тему. Определение темы.
– Однажды папа принёс ребятам книгу о том, как растёт и развивается человек и что нужно знать и делать, чтобы быть здоровым.
– Давайте послушаем, как это было. Откройте тетради на стр. 12. Почитаем по ролям текст.
– Какова же тема нашего занятия? О чём будем говорить?
На доске: Как ты растёшь
– Ребята, а кто-нибудь из вас задумывался над тем, как он растёт?
– А зачем знать, как каждый растёт? (Дети: “Чтобы расти здоровыми”).
(Если дети затрудняются: “В конце занятия попробуем ответить на этот вопрос”).
IV. Работа над темой.
1. – Когда человек быстрее всего растёт?
(Если дети затрудняются, использовать картинку ребёнка и взрослого: “Кто быстрее растёт?”)
– Выполним задание №1. Найдите рисунок соответствующий вашему возрасту, обведите его.
– Проверим. (Дети объясняют свой выбор).
– В детском возрасте люди очень быстро растут, вы сейчас растёте быстро, поэтому ваш организм нуждается в особой заботе.
2. Выполним задание № 2. Прочитайте первое предложение.
– Что изменяется у человека при росте длины тела и веса?
(Растут внутренние органы).
– А какие внутренние органы вы знаете?
– Вырасти здоровым хочет каждый ребёнок, а для этого надо знать, как устроен твой организм, как он живёт, как работают твои органы и что необходимо делать, для их правильного развития и роста.
3. – Что делает мальчик на рисунке в задании 2?
– По работе пульса можно узнать, как работает сердце.
– Прочитаем текст под этой картинкой.
– Может кто-то знает, как закончить предложение?
(Если дети затрудняются: “Откройте с. 14, рассмотрите таблицу. Какая частота пульса в 6-7 лет? А в 30 лет? Что происходит с пульсом?”)
– Давайте проверим ваш ответ. Какая частота пульса в 6-7 лет? А в 30 лет?
– Дома родители помогли вам посчитать пульс в спокойном состоянии и после нагрузки, давайте запишем эти данные в таблицу на с. 18.
– Посчитаем, на сколько увеличился пульс.
– Раскрасим соответствующие кружочки в задании.
– Кто закрасил зелёный кружок? Жёлтый? Красный?
– Прочитаем выводы на с. 14 задание 3.
4. – Однако о здоровье организма можно судить не только по частоте пульса, но и по частоте дыхания. Чем больше нагрузка, тем чаще дыхание. Вспомните, если вы долго и быстро бегаете, что происходит с вашим дыханием?
(Дети: “ Не хватает воздуха, трудно дышать”).
– Частоту дыхания можно определить посчитав количество вдохов – выдохов в минуту. Давайте попробуем. Садитесь удобно, сосредоточьтесь, по моей команде начинайте счёт и запомните число вдохов – выдохов, как только я скажу “Стоп”.
(Учитель засекает время).
– Стоп. Запишите в тетрадь число своих вдохов-выдохов.
Физкультминутка
– Посчитаем частоту дыхания после нагрузки. (Учитель засекает время).
– Запишем полученные результаты в таблицу на стр. 18.Вернёмся на страницу 15, раскрасьте кружки.
– Подведём итоги.
– Кто закрасил зелёный кружок? Жёлтый? Красный?
– Прочитаем вывод под кружками.
– Но даже если у вас зелёный кружок надо помнить, что за наше дыхание отвечают лёгкие, как и сердце, они работают и днём и ночью, без остановки, послушайте несколько советов, как укрепить лёгкие: – старайся гулять в парке;
– почаще выезжайте с родителями за город;
– поменьше простужайся;
– уже сейчас, пока ты маленький, дай себе слово, что никогда не
будешь курить, когда вырастешь.
– Почему надо с детства дать себе слово не курить?
5. – Рассмотрите картинки внизу страницы 15. Что можете сказать о лёгких курящего и некурящего человека? (Ответы детей).
– Действительно, лёгкие курящего человека пропитались вредными веществами, выделяющимися из сигарет, эти вещества отравили лёгкие человека.
– Откройте с. 16. Прочитаем по ролям текст.
6. Работа в группах.
1-я гр. Нарисуйте знак “Курить запрещено”.
2-я гр. Напишите, где помещают и где можно увидеть знак “Курить запрещено”.
3-я гр. Объясните пословицу: “Табак с силой не дружит”.
V. Итог:
– Вспомните сказку “Под грибом”, что помогло грибку вырасти большим? (Дождь)
– А что вам поможет расти здоровыми, крепкими?
(Дети: “ Занятия спортом, свежий воздух, режим дня”).
– Зачем же знать каждому как он растёт? (“Чтобы расти здоровым”).
VI. Самооценка.
– Закончился дождь, вышло солнышко и наше занятие заканчивается. Если вам было интересно, вы всё поняли, узнали что-то новое, возьмите розовый лучик. Если вам что-то показалось сложным, непонятным, возьмите жёлтый лучик и раскрасим наше солнышко (Приложение 3).
– Спасибо вам за занятие.