Выбор учеников – учитель или компьютер?

Разделы: Общепедагогические технологии


В современной школе широко рекламируется внедрение в учебный процесс компьютерных технологий: компьютер, Интернет, интерактивные доски. Контрольные и диагностические работы проверяют часто не учителя, а компьютеры. А правильно ли это?

Школа – это часть общества и мы знаем, какое большое значение сейчас уделяется развитию компьютерных технологий во всех сферах нашей жизни. Но школа это особая среда и в ней на первый план должны выдвигаться взаимоотношения между учителем и учеником, как залог успешного обучения. Но часто в погоне за чем-то новым, современным мы забываем об учениках, мы начинаем чаще смотреть в экран монитора, а не в глаза ребенка. Я считаю, что учитель должен быть человеком в равной степени консервативным и прогрессивным, чтобы в погоне за модными тенденциями он не забывал о своем главном предназначении – учить детей, а успех в этом достигается, в основном, при личном контакте учителя с учеником.

Я в своей работе использую современные компьютерные технологии, но пытаюсь придать им “человеческое” лицо. Из тех тестов, опросов, которые сейчас предлагаются в Интернете для учащихся, я делаю выборки индивидуально для каждого из своих учеников и проверяю их сама, обсуждая с учениками их ошибки и недочеты в решении. Я никогда не жду результатов проверки технологических вариантов диагностических работ, а проверяю их сама. Мне важны не только правильные ответы, но и важно понять, как они получены, как ученик решал эту задачу, его логические рассуждения. На уроках при изложении теоретического материала, я использую интерактивную доску, составляю компьютерные презентации. Детям нравиться, ведь это красиво и интересно. Но все примеры к теоретическому материалу я разбираю на доске, обращая внимание отдельных учеников на те этапы в решении задачи, где у них бывают затруднения. У меня создан свой сайт в Интернете. На его страницах я размещаю теоретический материал, варианты контрольных работ, объявления, оценки. Но это лишь повторение того, что было сказано, объяснено, обсуждено на уроке. На родительское собрание я распечатываю оценки своих учеников с сайта, и мы обсуждаем их, обмениваясь эмоциями, а не обсуждаем их в “сухой” переписке по электронной почте.

В 2010 году я стала лауреатом конкурса фонда “Династия” в номинации “Наставник будущих ученых”, в которой победителей определяли выпускники школ. Мне кажется, что они выбрали меня, потому что мои выпускники вместе со мной, а не с компьютером преодолели все те трудности, с которыми сталкивается современный выпускник. Компьютер был лишь нашим помощником. Все мои выпускники сдали экзамены на высокие баллы и поступили в технические ВУЗы. При общении с учениками я тоже получаю значительно больше информации и положительных эмоций, чем при “общении” с компьютером. На мой взгляд, в современном мире учитель, идя в ногу со временем, должен правильно расставить приоритеты и помнить, что он работает с людьми, для людей, а не с машинами и не для роботов.