В последние годы, когда Министерство образования выделяет на изучение химии в 10–11 классах средней школы по 1 часу в неделю, внеклассная работа становится практически единственным способом работы с мотивированными учащимися. Да и не только с ними. Внеклассная работа очень хорошо может быть использована в профориентационной работе, для выбора учащимися будущей профессии, а также как интеграция с другими предметами. Одним из вариантов такой работы является проектная деятельность.
Автор предлагает планирование работы по проекту (выполнение проекта апробировано в ГОУ СОШ №968 и ГОУ СОШ №882 г.Москвы). Каждый учитель может взять ее как заготовку и на этой основе создать планирование любого проекта.
Проект предназначен для выполнения учащимися 9 классов. Но его также можно проводить в 10–11-х классах.
Обучаемые, начиная с 9-го класса, уже имеют начальный багаж теоретических знаний по химии и биологии, а также имеют представления о химическом эксперименте и технике его выполнения, должны владеть способами простейших химических расчетов.
Выполнение проекта рассчитано на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Качество жизни человека, как комплексное социально-экономическое понятие, определяется состоянием окружающей среды и здравоохранения, качеством пищевых продуктов, уровнем стрессовых нагрузок, безопасностью жизнедеятельности. Анализ показывает, что преждевременная потеря трудоспособности и смертность населения России на 50% определяется пищевым рационом и другими особенностями образа жизни. Хотя контроль большинства токсических веществ в пищевых продуктах осуществляется в России достаточно строго, проблеме идентификации продовольствия, пищевых добавок, лекарственно-гигиенических и др. веществ, определяющих, по сути, эндо-экологию человека, уделяется незаслуженно малое внимание.
В отношении продуктов питания термины “подлинность” или “аутентичность” обозначают их неподдельность, натуральность, соответствие указанным в сертификатах сортовому, видовому и географическому происхождению, а также технологии их переработки, отсутствие не регламентированных примесей и добавок. Соответствие пищевого продукта требованиям ГОСТ является лишь показателем его безопасности для человека, но не подлинности, как это узаконено за рубежом. В целом, в странах ЕС основой определения соответствия продукта его названию являются общие и частные законодательные акты и правила, положения FAO/WHO Codex Alimentarius, информация о составе и методе производства продукта, ссылки на другие нормативные акты. Пищевой продукт, не соответствующий его описанию, произведенный из более дешевого или низкокачественного сырья признается “неподлинным”, т.е. фальсификатом.
Главной задачей доказательства подлинности пищи является установление соответствия полноты и правильности маркировки и описания продукта его составу, качеству, происхождению.
Учитывая вкусы большинства россиян можно сказать, что соки и газированные напитки занимают в пищевом рационе не последнее место. Поэтому можно считать, что определение качества соков является очень актуальной проблемой, особенно сейчас, когда количество их разновидностей увеличивается достаточно быстрыми темпами.
Цель проекта:
углубление понятий и знаний учащихся в области химии, биологии, а также более подробное ознакомление школьников с качественными и количественными методами химического анализа, а также обучение учащихся самостоятельно проводить некоторые химические анализы на обнаружение определенных веществ (ионов).
Учащиеся смогут оценивать результаты анализов, сравнивая их с величинами, принятыми за норму в РФ (ГОСТ-стандарт). При отклонении показателей качества соков (яблочно-виноградного) и газированных напитков (типа кока-кола или фанта) от ГОСТ учащиеся будут иметь представление о некачественном составе соков различных производителей.
Задачи проекта:
- повышение интереса учащихся к химии и областям ее применения; развитие внутренней мотивации учения; более детальное ознакомление учащихся с техникой лабораторных работ с реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой как общего, так и специального назначения;
- важнейшая задача проектной деятельности — показать учащимся, что при несоблюдении правил изготовления сока или газированных напитков (фанта, кола итд) показатели его качества отличаются от таковых в ГОСТ, и изменения этих характеристик могут быть выявлены химическими методами анализа.
- определение количества важнейших компонентов сока и газированных напитков (аскорбиновой кислоты, сахаров, некоторых аминокислот и различных красителей).
- сравннение полученные экспериментальные данные с ГОСТ для соков и ароматизированных газированных напитков, оценить возможность употребления исследуемых напитков без ущерба для здоровья. При работе над проектом учащиеся углубляют свои знания о различных веществах и их свойствах. В результате полнее раскрываются роль химических явлений в живой природе и значение химической науки в проведении экологических исследований. Расширяется мировоззрение учащихся, в их сознании преодолевается хемофобия, пропагандируется здоровый образ жизни.
Наряду с образовательными, проектная деятельность предполагает решение воспитательных задач и развитие личности учащихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на общество в целом. Выполнение проекта позволяет научить старшеклассников анализировать, сравнивать, выделять существенное, самостоятельно пополнять, систематизировать и применять полученные знания и умения, что способствует осознанному выбору будущей профессии.
Теоретической базой для выполнения проекта служат школьные курсы химии и биологии.
Режим занятия и форма при выполнении проекта могут быть различными. При выполнении данного проекта в качестве формы занятий используются лекции и практические работы.
Входной контроль осуществляется в начале занятий при определении темы проектной работы в виде собеседования.
Текущий контроль осуществляется в ходе практических работ, собеседований, индивидуального опроса.
Итоговая форма отчетности – выполнение и защита проектной работы (в школе, на окружных и городских конференциях)
Основные идеи проекта:
- химическая наука служит интересам человечества и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;
- нормальное развитие современного общества возможно лишь на основе гармоничного взаимодействия в системе “Природа—Человек-Общество”;
- химико-биологические лабораторные исследования — важнейшее звено в решении продовольственных проблем;
Обучаемый должен знать основные аспекты применения химических знаний в производстве и приготовлении соков, классификацию соков, ГОСТ-стандарты качества соков и газированных напитков в различных странах, а также способы, пригодные для определения качества различных соков и других напитков.
Обучаемый должен уметь:
- Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять ее.
- Самостоятельно планировать научный эксперимент, проводить отбор проб для исследовательских работ, уметь определять кислотность сока и общее содержание сахара в нем; быть ознакомлены с компьютерными программами статистической обработки данных эксперимента.
- Грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчетов, таблиц, графиков.
- Анализировать, делать выводы и давать оценку качеству продуктов питания ( в данном случае соков и газированных напитков.
Этапы проекта
Этап | Содержание |
Этап 1. “Начальный” | Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска, выработка плана работы |
Этап 2. “Поисковый” | Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная переработка собранной информации |
Этап 3. “Исследовательский” | Проведение исследования, решение поставленной проблемы |
Этап 4. “Обработка результатов” | Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных результатов в виде продукта проекта |
Этап 5. “Заключительный” | Подведение итогов работы, коллективное обсуждение, составление письменного отчёта, подготовка к публичной защите проекта, рефлексия проделанной работы |
Тематическое планирование
Название этапа | Количество часов | Теоретические
занятия (кол-во часов) |
Практические
занятия (кол-во часов) |
Экскурсии (кол-во часов) |
Этап 1. “Начальный” | 6 | 6 | ||
Этап 2. “Поисковый” | 18 | 14 | 4 | |
Этап 3. “Исследовательский” | 24 | 8 | 14 | 2 |
Этап 4. “Обработка результатов” | 12 | 4 | 8 | |
Этап 5. “Заключительный” | 8 | 6 | 2 | |
Итого: |
68 | 38 | 28 | 2 |
Урочно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия |
1. | История развития производства соков. Химические процессы, протекающие при изготовлении соков. |
2. | Знакомство с проектной технологией. |
3. | Разработка целей и задач, составления плана работы на год. |
4. | Обоснование актуальности
выбранной темы, определение предмета и объекта исследования. |
5. | Различные классификации соков. |
6. | Условия хранения различных соков. |
7-8. | Подбор материала. Химический состав различных соков. |
9–10. | К Классификация соков по химическому составу. Ъ Условия хранения соков. |
11–13. | Ознакомление с государственными стандартами качества соков в странах ЕС и Российской Федерации. |
14–16. | Сбор теоретического материала и сообщения учащихся о достоинствах и и недостатках соков различных производителей по определенным веществам, регламентируемых в ГОСТ. |
17–19. | Анкетирование учащихся других классов по вопросу предпочтения определенного вида сока. |
20–23. | Компьютерная обработка собранного материала. |
24. | Обсуждение 1-ой главы (теоретическая часть проекта). Выводы |
25. | Определение целей, задач и хода эксперимента |
26–28. | Подбор методик эксперимента. |
29–38. | Химическое исследование соков различных производств. |
39. | Экскурсия на кафедру системной экологии РУДН. |
40. | Э Экскурсия в МГУ Прикладной биотехнологии. |
41–44. | Подведение итогов экспериментальной работы. Обобщение |
45–48. | Анализ результатов экспериментов. Обсуждение. Выводы. |
49–50. | Анализ и обработка данных анкетирования учащихся. |
51–59. | Обработка данных эксперимента, построение графиков и диаграмм. |
60. | . Обсуждение выводов. |
61–63. | Компьютерная обработка 2-ой главы (экспериментальная часть проекта) |
64–66. | Подготовка компьютерной презентации. |
67. | Подготовка доклада. |
68. | П Подведение итогов защиты. |
для учителя:
- Калабин Г.А., Беловежец К.И., Венсковский Н.У., Козлов Ю.П. Подлинность пищи – проблема России ХХI.-М.:Изд-во РУДН, 2001 – №2 – с.11–16
- Food authenticity – issues and methodologies. Nantes Eurofins Scientific. – 1999 – 311p.
- Сборник ГОСТов. Соки. Технические условия.-М.:ИПК Изд-во Стандартов, 2002.
- Т43 Типовые дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля. Научно-методический сборник./Под ред. Д.В. Моргуна.-М.: Соц.-политическая мысль, 2005, 140 с.
- Международные олимпиады по химии /под редакцией В.В. Лунина.-М.:Экзамен, 2006, 356 с.
для учащихся:
- Скурихин В.Я. Все о пищи с точки зрения химии.-М.:Знание, 1992, 245 с.