ЦЕЛИ:
- Содействовать формированию специальных графических умений, навыков.
- Создавать условия для развития эмоций и интеллекта.
- Расширять эстетические знания, словарный запас учащихся.
- Развитие познавательных способностей путем работы на компьютере.
- Развивать фантазию и практически воплощать свои идеи при помощи компьютера.
- Воспитание любви к Родине.
Учебное оборудование:
- диск для общеобразовательных школ «Шедевры русской живописи»; Изображения портрета, натюрморта, и пейзажа; цветные меловые мелки и наждачная бумага.
- №11 П.И. Чайковский. Адажио из балета «Щелкунчик».
- №5 А. Глазунов. Антракт ко второму акту балета «Раймонда».
- №2 П.Чайковский «Вальс из струнной серенады».
Словарь: натюрморт, пейзаж, портрет
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Объявление темы и целей урока.
2. Повторение изученного.
На прошлом уроке мы с вами говорили о жанрах живописи. Давайте вспомним, какие жанры вы знаете? (ответы детей).
3. Компьютерная поддержка:
Сейчас мы с вами посмотрим слайд-шоу «Шедевры русской живописи».
Ваша задача: внимательно посмотреть и назвать жанры живописи, которые вы уже знаете.
Воспроизведение на большом формате экрана слайд-шоу «Шедевры русской живописи».
- Какие жанры вы здесь увидели?
- Давайте с вами вспомним, что же такое:
- Портрет-этоизображение какого-либо определенного человека.
- Натюрморт- это изображение предметов быта, цветов, фруктов, овощей и др.
- Пейзаж-это изображение живой природы, в соответствии с человеком, его настроением, ощущениями, взглядами.
4. Беседа о Родине.
- Скажите, чаще всего природу, каких мест изображают художники в своих пейзажах? (природу родного края).
- А как вы понимаете, что такое Родина? ( ответы детей)
У каждого человека своя родина. Кто-то родился и вырос в городе, а кто-то в селе, но самое дорогое и родное для человека место, где у него есть родные, его дом. А тема любви к родине хорошо отображена в пейзажах.
-Вот и мы с вами сегодня будем рисовать пейзаж.
5. Вводная беседа к практической работе.
- Давайте вспомним, на чем можно рисовать?
- Чем рисуют художники? (карандашом, акварелью, восковыми мелками, масляными красками, тушью, углем)
Мы сегодня будем работать с необычными материалами: цветными мелками по наждачной бумаге.
- Что такое наждачная бумага? (бумага, покрытая истолченным камнем).
При работе с ней нужно быть очень осторожным. Чтобы не поранить руки. Положите горизонтально перед собой наждачную бумагу.
- Посмотрите, какого она тона? (темная)
- Какое время суток можно изобразить на такой бумаге? (ночь, поздний вечер)
- Видели ли вы, как идет первый снег в темное время суток?
-Закройте глаза, мысленно представьте свой будущий рисунок.
- Каким ты его видишь?
Дети дают словесный рисунок. Во время рассказа можно задать детям следующие вопросы:
- Что ты изобразишь на переднем плане?
- Какой предмет будет по размеру?
- Раз у нас темное время суток, то какие будут окна в твоем доме?
- Что еще можно изобразить желтым цветом?
- Можем ли мы увидеть пятиконечные звезды на небе? Как ты нарисуешь звезды?
- Как изобразить падающий снег?
6. Практическая работа.
- Теперь приступайте к работе. Во время работы вы прослушаете музыку русских композиторов: Чайковского и Глазунова.
Музыкальное сопровождение:
- Диск «Шедевры русской музыки»
- №11 П.И. Чайковский. Адажио из балета «Щелкунчик».
- №5 А. Глазунов. Антракт ко второму акту балета «Раймонда».
- №2 П.Чайковский «Вальс из струнной серенады».
В процессе работы задерживать внимание детей на мелочах. Просить дополнить рисунки деталями пейзажа.
Помощники учителя делают выставку работ учащихся.
- К этим рисункам мы с вами еще вернемся.
7. Рисование на компьютере.
- А сейчас мы с вами продолжаем учиться на компьютере. Сегодня у нас рисуют: Юсубалиева А, Солодко А, Гавлинская С, Мнацаканов Д, Разумов С.
Остальные учащиеся работают с учителем.
Мы с вами поиграем.
Игра: «Подумай и ответь»
- Краски
- Натура
- Линия
- Тушь
- Пейзаж
- Цвет
- Музей
- Шедевр
- Рама
- Специально приготовленные составы, содержащие цвет.
- То, что наблюдает в реальности художник. Объект изображения.
- Длинный след от карандаша, другого графического материала.
- Материал для рисования кистью и пером.
- Жанр живописи, изображающий естественную или видоизмененную человеком природу.
- Качество отдельной краски.
- Храм муз, учреждение, хранящее, собирающее, изучающее художественные ценности.
- «Верх искусства», наилучшее совершеннейшее произведение.
- Обрамление живописной работы.
ИГРА: «Определи, к какому жанру относятся эти картины».
ЛИНЕЙНЫЙ КРОССВОРД.
АрхитектоРисуноКостюМа
ринАнималисТерракотАвт
опортреТемперАкварель
- Тот, кто придумывает внешний облик зданий.
- Что получается у тебя на альбомном листе в конце урока?
- Произведение художника-модельера.
- Разновидность пейзажа с морем, рекой.
- Художник, изображающий животных.
- Глина, обработанная особым образом (обожженная).
- Портрет художника, выполненный им самим.
- Разновидность животного материала, смешивание красок.
- Разновидность красок, они разводятся водой - отсюда и их название.
ИТОГ УРОКА.
Вернемся к нашим рисункам.
Посмотрите, какие рисунки вы нарисовали!
- Какие материалывы использовали для создания этой работы?
- Что использовали при работе на компьютере наши ребята?
То есть, в своем творчестве вы можете использовать и традиционный лист бумаги с красками и кистью, и компьютер. Главное-это ваше творчество, ваше желание рисовать.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сделать подборку иллюстраций картин русских художников.