Внеклассное мероприятие по географии

Разделы: География


Цели и задачи.

  1. Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них.
  2. Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов.
  3. Освоить навыки экологической культуры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент.

Игра проводится с учащимися 6-7 классов.

Из присутствующих учащихся путем жеребьевки выбираются две команды, например - “Обыватели” и “Эксперты”. В конвертах находятся вопросы и задания. Представители международной организации по охране природы (учащиеся 11 класса) оценивают выполнение заданий игры. В конце игры подводятся итоги.

1 этап. Постановка проблемы

В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. На каждого жителя планеты приходится в среднем около 1-1,5 т мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус. Что делать с мусором - это “вечная тема”.

Демонстрация слайдов презентаций с комментариями учителя и учеников.

Материал для презентаций.

Историческая справка:

  • 200 тыс. лет до н.э.- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий;
  • 400 лет до н.э. - первая в истории организованная свалка в Афинах;
  • 200 г. в Риме возникла городская служба по уборке мусора;
  • 1775 г. в Лондоне первые мусорные баки;
  • 1800 г. свиньи на улицах Нью-Йорка для борьбы с мусором;
  • 1810 г. в Англии изобретена жестяная консервная банка;
  • 1869 г. началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы;
  • 1874 г. началось организованное сжигание мусора в Англии;
  • 1897 г. в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора;
  • 1912 г. изобретен целлофан;
  • 1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире;
  • 1932 г. в США изобретены машины, прессующие мусор;
  • 1965 г. конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов;
  • 1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли;
  • 2000 г. страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

Говорят факты:

  • 1-1,5 тонна мусора на каждого жителя планеты в год;
  • Весь не переработанный за год мусор-гора высотой с Эльбрус (5642 м);
  • 300 кг мусора на каждого жителя России, Франции, Германии;
  • 600 кг мусора на каждого жителя США;

Причины увеличения количества мусора в мире:

  • рост производства одноразовой посуды;
  • увеличение количества упаковки;
  • повышение уровня жизни.

2 этап. Проведение игры

Игра “Мусорная цивилизация”

1 тур “Россыпи помоек”

(Вопросы экологической викторины)

Команды получают три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Посовещавшись, команды по очереди поднимает таблички с номером ответа. Представители международной организации оценивают ответы.

Экологическая викторина.

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса, б) стекло, в) металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать, б) собрать в одном месте, в) раскрошить.

3. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод, б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.

4. Самая страшная добавка к воде:

а) бытовой мусор, б) пестициды, в) минеральные удобрения.

5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) компостировать, б) сжечь при специальных условиях, в) переплавить.

6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) производство упаковочных материалов, б) переработка мусора, в) производство автомобилей.

7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов регулирование процесса, в) рециркуляция (повторное использование отходов).

8. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение, б) на близлежащие регионы, в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение “увидело свет”.

9. Способом уменьшить влияние на природу является:

а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий.

10. Как называется сфера разумной деятельности человека:

а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера.

11. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика, б) нефте-и газопереработка, в) автотранспорт.

12. Гарбология - это:

а) наука о доме, местопребывании, б) наука изучающая почву, в) мусороведение.

13. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.

14. Выброшенную бумагу “съедят” невидимки-микробы за:

а) 1-2 года, б) 5-8 лет, в) 20 и более лет.

15. Конституция России предусматривает: а) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников, б) обязанность государства создавать экологически чистые зоны, в) обязанность граждан беречь и защищать природу.

2 тур “Устами младенца”

Команды выступают в роли детей и свои детские высказывания адресуют друг другу. Те должны определить, о чем идет речь.

Определите что это.

I.

1. Ее изобрели китайцы.

2. Ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)

II.

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда оно падает, то разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

III.

1. Это легче воды.

2. Это образует пленку на воде и не тонет.

3. В речке этого становится много, когда моют машину.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

IV.

1. Этого почти не видно.

2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. От этого у людей бывает астма и бронхит.

4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5. В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)

V.

1. Это всегда черного цвета.

2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. Это очень вредное.

4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

5. Этого много образуется при горении. (Сажа)

VI.

1. Из нее у меня сделано очень много игрушек.

2. Она бывает разноцветной и ее трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

3 тур “Очумелые ручки”

(“Вторая жизнь ненужных вещей”)

На стол участникам игры ставятся пакеты с набором различных предметов бытового мусора, из которого в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материалы для работы (клей, скрепки, ножницы, скотч и т.п.) прилагаются.

4 тур “Аварийная ситуация”

Предлагается ответить на вопросы. Команды адресуют их друг другу.

Вопросы “аварийной ситуации”:

1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения)

2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема)

III этап. Подведение итогов.

Каждая команда предлагает свои пути решения мусорной проблемы.

Объявляются итоги игры и награждаются победители.