Урок окружающего мира "Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в школьный парк" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания детей о характерных признаках осени;
  • развивать внимание, наблюдательность, сообразительность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Обороудование: интерактивная доска, проектор, гербарий листьев деревьев местности, электронная презентация, пьеса “Сентябрь” из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

- Сегодня мы совершим увлектельное путешествие в мир природы.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

- А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)

- Поможем Незнайке разобраться, найдите ошибки и исправьте их.

(Слайд № 2). Презентация

- Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие времена года вы знаете, назовите. (Слайд № 3)

- Отгадайте загадки:

Опустел уютный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь. Слайд № 4)

Всё мрачней лицо природы -
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спчку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь. Слайд № 4)

Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь. Слайд № 4)

- Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- К какому времени года они относятся? (К осени)

- Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему приходит осень. Какой месяц осени сейчас наблюдаем? Назовите. (Сентябрь)

- Сегодня на уроке будем говорить о первом месяце осени — сентябре.

3. Работа по теме урока.

(Звучит пьесса “Сентябрь” из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский)

- Вы прослушали музыку, посвящённую Сентябрю, великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение? Почему?

- Первый месяц осени — сентябрь. Его зовут “запевалой осени” и “златосветом”. Подумайте, почему?

- Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. (Слайд № 5)

(Читает подготовленный ученик)

Осень-художница

Повязала Осень пёстрый фартук
И ведёрки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

- В начале сентября выдаются тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья клёнов и берёз. Воздух чист и прозрачен. В нём летаеют серебристые нити паутины. Такие дни называют “Бабьим летом”.

“Коли ясно, то и осень прекрасна” - говорит русская народная пословица.

Итак, какие дни сентября называют “Бабьим летом”?

Отгадайте загадки: (слайд № 6)

Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья)

На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина)

Без рук, а холст ткёт. (Паук)

- Какие признаки осени уже проявили себя в сентябре? Подумайте. Вам помогут подсказки. (Рис.: солнце, небо, ветер, земля, вода, деревья, трава, птицы, звери)

- В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась опускается на землю.

По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В сентябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. (Слайд № 7)

- В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

- Итак, какая погода в сентябре?

(Читает подготовленный ученик)

Закружила Осень
Рыжие метели.
Золотые листья
С клёнов полетели.
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.

4. Экскурсия в школьный парк.

- Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

- Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию в школьный парк. Понаблюдаем, какие деревья в нём растут, какого цвета листва на них.

А ещё понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? И есть ли на нём облака?

Затём вернёмся в класс и продолжим работу.

(Учитель берёт с собой на экскурсию гербарий из листьев деревьев берёзы, клёна, рябины, дуба)

Во время экскурсиии проводится игра “Найди дерево по листочку”.

5. Закрепление знаний.

- Вот мы и вернулись в класс. Сейчас я проверю, были ли вы наблюдательными и внимательными во время экскурсии.

Какие деревья мы видели в школьном дворе? Назовите.

- Какие из них осенью остались зелёными? Почему?

- Какого цвета вы видели небо?

- Были ли на небе облака?

- Выполните задание в тетеради на с. 9.

Самостоятельная работа.

- Листья каких деревьев вы дорисовали? (Дуба, клёна, осины)

Игра “Соображалки”

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем зелёным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.

(С. Маршак)

6. Дифференцированная работа.

Задание для читающих детей на стр. 17 в учебнике. Самостоятельная работа. Проверка: ответ на вопрос учебника.

Для нечитающих:

- Рассмотрите внимательно рисунок на стр. 10 в тетради.

- Кто и куда спрятался от дождя? Назовите. (Девочка-зонт, лягушка-гриб, мышь-камень)

Работа со слайдом № 8. Приметы сентября. Фронтально.

7. Итог, рефлексия.

- А теперь подведём итог урока. Мы сегодня с вами изучали изменения в природе происходящие в каком месяце осени? (В сентябре)

- Деревья в сентябре... (меняют цвет листвы, начинают её сбрасывать).

- Небо в сентябре... (бледно-голубое).

- Солнце светит... (уже не так ярко как летом).

- Птицы... (готовятся к отлёту).

- В начале сентября стоят тёплые денёчки, которые называют... (“Бабьим летом”).

- Молодцы! (слайд № 9) Спасибо за то, что были внимательными на протяжении всего урока.

- Оцените свою работу на уроке. (Рефлексия “Ладошки”)

Источники дополнительной информации:

  1. Виноградова Н.Ф., – учебник по окружающему миру, 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Презентация

Музыкальное приложение