Предмет, по которому проводится урок | Физика |
||
Класс | 10 |
||
Этап | Время, продолжительность этапа | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Подробное описание АМО (приема, способа, техники) |
Инициация | 3 мин. |
Упражнение "Невидимая связь" | Loading ... Упражнение содействует знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки. Материалы: Клубок ниток. Время: 3 минуты, в зависимости от количества участников. Описание: Учитель отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок любому из участников. Каждый участник передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель может попросить поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на чудесный узор из нити, который получился. Распутать такую паутину помогут наши совместные действия. |
Вхождение или погружение в тему | 5 мин. | Ученики пытаются по просьбе учителя определить тему урока, учитель помогает им с формулировкой. Он использует приём, который позволяет ученикам соотнести свои знания и незнания по теме электрические заряды. Учитель записывает на доске слева ответы на вопрос: “Что вы знаете об электрических зарядах?”, а справа – “Что ещё хотелось бы узнать?”. Таким образом, происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания обучающимися смысла их деятельности, то есть того, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель. Учащиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы. | |
Формирование ожиданий учеников | 3 мин. |
Метод – магический круг | Сформулировать задачи-ожидания и опасения. (см. приложение 6) |
Интерактивная лекция | 10 мин. |
Интерактивная лекция требует от
участников активного участия и постоянной
обработки информации. Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Существует множество форм интерактивных лекций, но их всех объединяет то, что: • Она интерактивна. Участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором. • Это все же лекция. Она предполагает презентацию со стороны учителя • Она активна. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации. • Это двусторонний процесс. Лекция-игра предполагает частую обратную связь как от учителя, так и от обучающихся. • Она регулируема. Учитель полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками. • Она эффективна. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени. Интерактивная лекция представляет собой выступление учителя с применением следующих активных форм обучения:
Источник: PLAY FOR PERFORMANCE. Copyright © 2001 by Workshops by Thiagi, Inc. Лекция на данном уроке сопровождается работой с интерактивной доской SMART BOARD. |
|
Проработка содержания темы | Деление на группы 20 мин. |
Упражнение "Круг – треугольник –
квадрат – спираль" Метод-кластер Loading ... |
Учитель рисует на доске круг, квадрат,
треугольник и спираль. Каждого участника он
просит выбрать фигуру, которая ему больше всего
нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания: - Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа обучающихся, выбравших круг, продумывает социальное осмысление следующей логической цепочки на тему: закон Кулона. - Кто? - Что? - Где? - Когда? - Как? - Почему? - Следствие - Значение. - Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа “квадратов” изучает установку Кулона- крутильные весы. - Любители треугольников обычно хорошие практики, знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, изучает, придуманный Кулоном метод дробления заряда. - Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает кластер “Закон Кулона” (можно воспользоваться визуальным словарём http://vslovar.ru) На этом этапе учитель инструктирует каждую группу о выполнении задания и формах представления результатов работы. Это могут быть оформленные на листах ватмана схемы, кластеры, устная презентация. |
Подведение итогов | 5 мин. |
Метод “Мозаика из слов”, “Индивидуальный баннер” | Ученики разобрали основной вопрос из
прогнозируемых ими в начале урока. Учитель
отметил его на доске особым знаком. Цель использования метода - визуализация рефлексии. Использование электронного сервиса: Imagechef.: поработать с разными шаблонами- текст из цветов, лента сопричастности, мозаика из слов и символов. На доске указать электронный адрес http://www.imagechef.com (см. Приложение 4, 5, 6) |
Ключевые процессы | Вопросы организации | Ответ |
Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса | Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? | Создание позитивного эмоционального фона урока (доброжелательность, улыбка, создание ситуации успеха, на доске могут появляться имена обучающихся, которые сегодня особенно активны). В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс. |
Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса | Как Вы будете учитывать разные
каналы восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? |
Визуалам: использование при
обсуждении материалов урока наглядных пособий,
мультмедиакомпонентов позволит активно
включиться в обсуждение темы урока. Аудиалам: выразительная речь, музыкальное оформление презентации обеспечит полную вовлеченность в образовательный процесс. Кинестетикам: возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками в процессе представления и обсуждения материалов урока эффективно поможет в понимании и усвоении новой информации. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогатит коммуникативный процесс. Свободной коммуникации может помешать поведение детей с психологическими проблемами, здесь может быть уместна шутка, направленный взгляд, включить или выключить свет… |
Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация) | Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? | “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”: презентация учителя по новой теме, кластер, построенный одной из групп, схема крутильных весов, визуализация рефлексии. |
Мотивацию всех участников образовательного процесса | Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? | Факторы мотивации: работа в команде; самостоятельность; самообучение; обучение своих товарищей; новые роли и новая ответственность обучающихся; различные формы визуализации учебного материала; разминки для снятия психологического напряжения. Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен. Мотивирование д/з.: пробуждение любознательности и радости открытия, развитие фантазии, обращение к чувству долга, использование стремления обучающихся к признанию и хорошим отметкам. Учёт индивидуальных склонностей и желания. |
Мониторинг образовательного процесса | Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? | Учителю важно “контролировать”
не только содержание, но и время выполнения
каждой части урока, стараясь придерживаться
графика, с тем, чтобы полноценно реализовать
каждый этап модерации и обеспечить достижение
целей всего урока. Важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. Демократический стиль учителя Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты - с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Рефлексию педагога и обучающихся | Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? | Все участники делятся на
мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа
получает бумагу и должна за 5 минут придумать
максимум прилагательных-определений, которые
подходят к пройденному уроку. Например, активный,
информативный и т.д. После чего они зачитывают полученный список прилагательных. Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут. Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока. (“Мозаика из слов”) Упражнение помогает обучающимся вспомнить то, что происходило на уроке, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить урок в живой, активной, запоминающейся манере. http://www.your-mind.ru/category/training/uprazhneniya/dlya-zaversheniya-treninga/ |