Программное содержание:
Воспитательная задача: Учить создавать выразительный образ бабочки. Используя нетрадиционные техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
Развивающая задача: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.
Образовательная задача: Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев, и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Предварительная работа: Рассматривание альбома наглядными пособиями с методами рисования. Дидактическая игра “Цвет и фигура предмета”
Оборудование: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, колпачки с пенопластом, мокрые тканевые салфетки для рук.
Словарная работа: разноцветное лето, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, перелетают (бабочки), шуршит (карандаш), припечатать, монотипия.
Ход занятия: через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.
- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)
- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки)
Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, хотя вы уже с нетерпением ждете зиму, и нарисуем тех самых красочных бабочек, которых мы видели на прогулках.
- Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь;
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это? (Карандаш)
- Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)
- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы)
- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).
- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра.
В правой ручке пальчики
В левой ручке пальчики
Пора им подружиться
Здравствуй, здравствуй.
- Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).
- Что вы слышите?
- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)
- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.
- А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)
- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “монотипия”. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.
(Показываю прием рисования)
- А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной). Произошло волшебство!
Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.
- Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)
В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело, а пока они подсыхают, самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.
Физкультминутка “Алые цветки”
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Повторяется 2 раза.
- Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть. Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам-ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим. (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхает клей, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте)
- Ну вот, ваши бабочки совсем готовы и можно с ними поиграть!
- Наши бабочки любят летать из цветка в цветок на зелёной полянке.
- Чтобы сделать полянку нам нужно взять тонированную бумагу зеленого цвета.
- С помочью колпачков мы наберем краску и будем отпечатывать цветки на полянке.
Самостоятельная деятельность детей.
Анализ работ: под музыку дети берут свои бабочки и лесную поляну и имитируют игру.
Как радуются ваши бабочки, летают над поляной и порхают крыльями.
Ребята как мы с вами хорошо занимались. На какую оценку вы сегодня поработали?
Дети оценивают свою работу.
Буду рада, если кому-то пригодится и мой скромный опыт работы по изобразительной деятельности с дошколятами. Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать. Не пожалеете!
Литература
- “Программа воспитания и обучения в детском саду” Комарова Т.С., Гербовой В.В., Васильевой М.А., Москва 2005 г.
- “Юмор в изобразительном творчестве дошкольников” Грибовская А.А., Москва 2007 г.
- “Изобразительное искусство как средство воспитания эстетического вкуса у детей” Пяткова А.В., Волгоград, 2005 г.