Письмо ветерану Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) с благодарностью от потомков

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Познакомить учащихся с видами писем и правилами написания письма.
  • Научить заполнять конверт, писать письма – поздравления, благодарственные письма.
  • Повторить написание словарных слов, работать над развитием речи учащихся, вырабатывать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать чувства благодарности, уважения, милосердия, любви к Родине, повышать интерес к историческому прошлому нашей страны.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами, фотографии защитников Тимашевского района,
  • иллюстрации о войне,
  • карточки “Как подписать конверт?”,
  • схемы “План письма”, “Слова – подсказки”.

Ход урока

1. Вводная часть.

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о письмах. Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака “Почта”:

Письмо само никуда не пойдет, но в ящик его опусти
Оно пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути.
Нетрудно письму увидеть свет: ему не нужен билет.
На медные деньги объедет мир, заклеенный пассажир.

- Почему автор сравнивает письмо с пассажиром? Какие глаголы употребляет С.Маршак? В прямом или в переносном смысле они употреблены?

- Как письмо может путешествовать? (Для этого есть почта. Письмо опускают в почтовый ящик, затем доставляют его тому человеку, которому оно адресовано)

2. Словарная работа.

- Чтобы написать письмо, нужно знать, что обозначают слова, которыми вы будете при этом пользоваться. Отгадайте слова, запишите их, объясняя пропущенные орфограммы:

  • Без крыльев, а летит,
    Без языка, а говорит. (П…сьмо)
  • В этом пакете путешествует “заклеенный пассажир” (к…нверт).
  • Наименование пункта назначения (адр…с).
  • Лицо, которому адресовано послание (адр…сат).
  • Лицо, которое отправляет послание (адр…сант).
  • Цифровое обозначение населенного пункта (инд…кс).
  • Человек этой профессии доставляет открытки, журналы, газеты, письма, телеграммы (п…чталь..н).
  • Слово – приветствие (здра…ствуй(те).
  • Слово – прощание (до св…дания).

- Какие слова являются однокоренными? (Адрес, адресат, адресант)

- Какое из этих слов является “лишним”? (Письмо, так как оно не является словарным словом, безударную гласную в корне можно проверить)

- Подберите к этому слову однокоренные слова, запишите, выделите корень.

3. Объяснение нового материала.

- Люди писали письма с давних времен. В письмах человек отражал свои мысли, чувства, переживания.

- Существуют разные виды писем. Обратите внимание на схему. (Приложение 1)

- Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы письмо было интересным и понятным? Давайте рассмотрим памятку. (Приложение 2, 3)

4. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма личного характера.

- Ребята, какой юбилей будет отмечать наша страна в этом году? (65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны)

- Назовите даты начала и окончания войны.

- Много подвигов во время этой войны совершили наши солдаты на фронте. Героизм проявили и работавшие в тылу женщины и дети. Не многие ветераны – фронтовики дожили до наших дней, но память о них всегда будет жить в сердцах благодарных потомков. Недавно мы с вами побывали на экскурсии в музее. Вы узнали много интересного о подвигах защитников Тимашевского района. (Учитель демонстрирует фотографии защитников Тимашевского района: Танцюра И. Л., Губа В.А., Ситник Г.С., Кравченко А.И., Николаев Г.Г., Мирун В.Ф., Кулик Г.К., Пуха Н.Т.).

- Как вы думаете, какое значение имели услуги почтовой связи в годы войны? (В годы войны письма являлись единственной нитью, которая связывала бойцов с их родными и близкими. Для жен, матерей, сестер важно было знать, что их отцы, мужья, сыновья, братья были живы и здоровы. Письма из дома помогали солдатам поддерживать боевой дух. Солдаты хранили письма в нагрудном кармане и часто их перечитывали)

Подготовленные учащиеся читают наизусть стихи:

Письмо с фронта

Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.

Т.Шорыгина

Фронтовой треугольник

Дорогие мои родные! Ночь.
Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.

Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!

Т.Шорыгина

- К какому виду писем можно отнести эти тексты? (Это личные письма-рассказы)

- О чем просит отец, обращаясь к сыну?

- О чем думает солдат, когда пишет письмо домой?

- На этом уроке мы будем писать письмо ветерану Великой Отечественной войны. Адресатом может быть ваш родственник, знакомый, человек, о жизни которого вы много знаете. Это может быть письмо – поздравление или письмо – благодарность.

- Чтобы вам легче было излагать мысли, давайте познакомимся с планом написании письма.

План письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (Здравствуйте…)
  2. Вступление – вопросы о жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – информация, интересующая адресата (сообщение, пожелание, благодарность, извинение).
  4. Заключение – выражение уважения, слова прощания, уверения в любви.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы письмо дошло до адресата? (Нужно четко указать адрес на конверте)

На каждой парте лежит памятка “Как подписать конверт”.

  • Указание населенного пункта (город, село, поселок, станица, деревня).
  • Область, район.
  • Улица (проспект, переулок, площадь).
  • Дом №, квартира №.
  • Фамилия, имя, отчество (адресата в дательном падеже; адресанта – в родительном падеже).
  • Индекс (первые три цифры обозначают область, город, другие три – почтовое отделение).

- При написании письма вы можете использовать слова – подсказки.

Учащиеся пишут письма. Чтение лучших работ.

5. Итог урока. Домашнее задание.

- Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали? (Узнали о видах писем, о правилах написания письма, о роли полевой почты в годы войны). Чему научились на этом уроке? (Научились писать письма, используя слова – подсказки, заполнять конверт)

- У вас на столах лежит по два листа. Если остались вопросы по теме урока, напишите их на одном из листов и сдайте мне. На следующих уроках мы продолжим работу над написанием писем других видов. Вам нужно найти в библиотеке рассказы о подвигах детей во время войны, подготовиться к пересказу.

Урок окончен. Спасибо за активное участие.