Урок окружающего мира "Красная книга". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить с Красной книгой.

Задачи:

образовательно-развивающие: знакомство с понятием “Красная книга”, развитие критического мышления, развитие коммуникативных умений, развитие памяти, читательского интереса, профориентация;

воспитательные: потребность в бережном отношении к природе.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • презентация;
  • тексты для парной работы;
  • Красная книга России.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Так постараемся сегодня
И вместе проведём урок.

II. Сообщение темы урока.

Слайд №1, 2, 3

- По 3 подсказкам отгадайте слово и постарайтесь назвать тему нашего урока.

1. Она учит многих, хотя постоянно молчит.

2. Она может о чём-то рассказать, может задать тебе задачу, может отправить тебя в путешествие.

3. Её можно взять с собой, даже положить в портфель или убрать в шкаф.

- Что это? Назовите тему урока: “Красная книга”.

III. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о Красной книге?

- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верю - не верю”. Я предлагаю вам поработать с логическими цепочками. У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”:

1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных.

2. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.

3. Существует только одна Красная книга.

4. Красная книга хранится в городе Морже.

5. Красный цвет предупреждает об опасности.

Слайд №4.

Коллективное обсуждение.

IV. Работа с текстом.

Каждому ребёнку выдаётся текст.

- Перед вами лежит текст:

Красная книга

Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”

Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

  1. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.
  2. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.
  3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.
  4. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.
  5. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.
  6. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.

Хранится эта книга в швейцарском городе Морже. Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы и Подмосковья, Красная книга Санкт-Петербурга.

Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов.

Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых.

- Вам надо прочитать текст и найти информацию, связанную с нашими логическими цепочками. Знаком “+” отметьте то, что вы уже знали, а знаком “-” то, что вы не знали. Если у вас возникнет вопрос, то ставьте знак?

Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками.

Далее проверяются первоначальные представления о Красной книге “Правда ли это?” и подтверждаются текстом.

V. Физминутка.

Руки подняли и помахали,
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали,
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили,
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели,
Дети учиться хотят.

VI. Систематизация знаний. Презентация. (Музыкальное приложение)

- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги и подумаем, что каждый из нас может сделать, чтобы Красная книга не пополнялась новыми животными и растениями.

Слайд №5-10.

Беседа после просмотра презентации:

- Какие растения вы узнали? Почему они занесены в Красную книгу? Почему ландыши стали редкими? Люди их рвут на букеты и забывают о том, что семечко ландыша, попав в землю, зацветает только через 10 лет.

- Что вы сделаете, если встретите ландыш или колокольчик в наших лесах?

- Какие группы животных вы увидели в Красной книге?

- Кого вы узнали и может быть встречали в нашем городе? Чем вы можете помочь животным, которые живут рядом с вами?

- Есть люди, которые выбрали своей профессией охрану природы. Какие это профессии? Это эколог, лесник, рыбовод, зверовод. Все они встают на защиту живой природы.

VII. Рефлексия.

Работа в паре.

- У вас на парте лежат слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложение и подведите итог урока:

Красная книга учит охранять и беречь природу!

- Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Желаю всем удачи и успехов!