В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
В начальных классах, особенно в первом, только начинают формироваться способы учебной деятельности. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности, то есть на общее развитие личности школьника.
В достижении единого для всего обучения цели - оптимального общего развития каждого школьника - особое место занимает курс изучения родного (русского) языка. Родной язык - это та среда, в которой живет каждый человек, это средство повседневного и научного общения, а также общения в области культуры и искусства. Родной язык предоставляет знания, необходимые для того, чтобы человек мог войти в общество, он играет центральную и даже базовую роль в системе учебных дисциплин, так как результаты языкового воспитания и само языковое воспитание присутствуют в рамках каждого учебного предмета. Следовательно, проблема развития творческих способностей на уроках чтения, русского языка и развития речи.
В последнее время возросло число детей с тяжелыми нарушениями речи, которые испытывают трудности с усвоением чтения и письма. Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных слов, не может усваивать грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираясь на интерес ребенка к словообразованию и на их творческий потенциал.
Л.С. Выготский говорил, что “…из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста”.
Учителю начальных классов так важно обеспечить на уроках настрой и поддержать интерес к изучаемому.
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают детям.
Для того чтобы заинтересовать детей и сформировать у них творческое мышление и воображение в уроки чтения, русского языка и развития речи включены словесные игры и упражнения, объединенные в небольшие грамматические сказки написанные Л.В. Забродиной. Каждая сказка завершается методическими рекомендациями. В методических рекомендациях разъясняется назначение данной сказки, приводятся основные сведения по тому разделу грамматики и лексики, усвоению которого посвящена данная сказка, дается большое количество различных упражнений по закреплению материала. Сказки специально адаптированы для того, чтобы облегчить детям практическое овладение той или иной грамматической категории. Словесные игры, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, глаголов, наречий, как в устной, так и в письменной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса. Многократное повторение игр – упражнений, повторный пересказ сказки или рассказа поможет ребенку почувствовать и понять закономерности словообразования.
Можно использовать сказки для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков (К, Г, Х, Ш, Ч, Щ, Л, Р) и для пассивной артикуляционной гимнастики. Так же эти сказки могут быть введением в новую тему, что позволяет детям самостоятельно найти ошибки в тексте сказок, сделать выводы и самостоятельно подойти к правилу. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
Данные сказки придуманы автором на различные темы, например:
1. Представление об антонимах, словоупотребление антонимов.
2. Представление о синонимах, словоупотребление синонимов.
3. Понятие о личных и притяжательных местоимениях, склонение личных местоимений, образование притяжательных местоимений.
4. Понятие о числительных, словоизменение числительных, образование порядковых числительных от количественных. Развитие навыков счета.
5. Понятие о пространственных предлогах, образование и употребление словосочетаний с пространственными предлогами. Развитие пространственного творческого мышления.
6. Понятие о приставках, различение предлогов и приставок, образование глаголов с приставками.
7. Понятие о времени и виде глагола, образование будущего времени глагола, словоупотребление различных форм будущего времени.
8. Способы связи слов в словосочетании, согласование прилагательных с существительными, словоизменение словосочетаний прилагательного с существительным.
9. Управление числительных существительными, образование словосочетаний числительных с наименованиями частей тела.
10. Именное управление существительных существительными, глагольное управление.
11.Представление о словообразовательных суффиксах, обучение суффиксальному образованию существительных и прилагательных, словоупотребление существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
12.Представление о возвратных частицах, понятие о возвратных глаголах, образование и словоупотребление возвратных глаголов.
Данные темы сказок уделяют внимание тем разделам лексики, грамматики и словообразования, усвоение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Наиболее подробно рассматриваются те грамматические категории, при восприятии которых чаще всего выявляются нарушения письменной речи у детей с дисграфией. Работа с таким материалом направлена на предотвращение нарушений письменной речи и повышение грамотности у школьников, так же на развитие умений творчески мыслить.
Каждая сказка посвящена определенному разделу лексики или грамматики. Материал изложен в занимательной форме, что позволяет активнее заинтересовать ребенка, и дает толчок на творческое воображение. Внимание ребенка во время чтения сказки сосредотачивается на движениях сюжета, которые тесно связаны с определенными грамматическими правилами или лексическими понятиями. Сюжет каждой сказки не связан с другими сказками. Объем сказки примерно соответствует объему внимания ребенка младшего школьного возраста. Состав общей лексики подобран с учетом лексического запаса детей.
Развитие творческих способностей будет более эффективным, если использовать не только задания творческого характера, но еще и дидактические игры на уроках. Игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество. На некоторых уроках чтения, русского языка и развития речи используются различные виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей.
Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительностью – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры- загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности, в том числе и творческие. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактических игр в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облегчаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются, составляя рифмы, или угадывают ребусы со словарными словами. Они выполняют обычные учебные действия, но выполняют эти действия в игре.
Наблюдая за ответами детей на уроках русского языка и чтения, заметили, что некоторые ученики не умеют пользоваться даром слова. Их речь лишена эмоциональности. Возникла потребность выработать у них умение поддерживать разговор на любую тему. Поэтому, на уроках по развитию речи, которые включены в учебный план, были использованы задания, которые учат детей общаться, развивают связную речь. Например, игра “Инопланетяне”. Ребята в классе в ходе игры выполняли следующие роли: инопланетяне, космонавты, переводчики.
Игра начинается с рассказа ведущего:
“На далекую планету Анчар прилетели космонавты с Земли. Вообще-то они летели на другую планету, но вдруг услышали непонятные сигналы с планеты Анчар, которую все считали необитаемой. Космический корабль приземлился на странной площадке, окруженной со всех сторон густым и очень красивым инопланетным лесом. Все в этом лесу было необычно. Космонавты решили покинуть свой корабль и узнать, что за сигналы поступали с этой планеты. С собой они взяли переводчиков, которые умели разговаривать на языке инопланетян. Осторожно они сошли на площадку возле корабля…”.
На этом моменте ведущий прерывает свой рассказ, а ребята должны сами экспромтом придумать и проиграть дальнейший сюжет. Совещаться при этом нельзя. Каждый должен исполнять свою роль экспромтом.
При обыгрывании этого сюжета инициатива принадлежала учащимся с более высоким уровнем развития творческого воображения. Они развивали сюжет, привлекая к его исполнению остальных участников.
Также на одном из уроков развития речи был проведен журнал “Небылицы в лицах” в форме соревнования. Класс делился на две команды, каждая команда – это редакция журнала. У каждого свой порядковый номер.
В начале игры ведущий “открывает” журнал сказкой: “Жил был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с другими винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту большого космического корабля…”.
На самом интересном месте ведущий останавливает свой рассказ со словом: “Продолжение следует в журнале “…”, в номере “…”. Ученик, у которого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить сказку. Ведущий внимательно следит за повествованием, и в нужный момент прерывает рассказ. В этот момент ученик должен назвать номер журнала, в котором следует продолжение. Тогда рассказ продолжает другой ученик.
В результате детского творчества Винтик побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами.
Большой интерес у детей вызывали простые случаи литературной игры “буриме”, например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:
“В чистом поле, в белом поле
Было все белым-бело…”.
Детский вариант:
“Снегом зайчику на горке
Его лапки замело”.
Очень популярен такой вид игры: подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения:
Широка и глубока
Под мостом текла …
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый…
С. Михалков
Слова: строка, дом, река, треска, гном, сом.
Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов и сказок. Конечно, стихи и сказки очень разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но главная задача – это поощрение детского творчества.
На основе этого “родилась” идея “газетной страницы”.
В классе, на последней парте, всегда стояла “ газета” в форме планшета, на котором был приклеен кармашек. Каждое утро дети приходили в школу и складывали в этот кармашек стихи собственного сочинения, сказки, кроссворды к авторским произведениям, некоторые дети к своим произведениям рисовали иллюстрации. На перемене дети читали стихи своих одноклассников. Те, кто не писал своих произведений, прочитав стихи и сказки других детей, стали стараться сочинять свои стихи или рассказы.
Таким образом, дети начинают соперничать между собой, стараясь написать или нарисовать все лучше и лучше. У них развивается творческая речь, мышление, воображение, повышается интерес к учению. Дети ждут начала нового учебного дня, чтобы поделиться своими мыслями, переживаниями, выраженными в форме стиха или рассказа.
Таким образом, дидактические и творческие игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных, творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки.
Эффективными условиями развития творческих способностей детей на уроках русского языка и развития речи являются задания творческого характера и варьирование различными формами организации учебной деятельности ребенка, что, несомненно, способствует развитию творческих способностей.
Необходимо умело сочетать приемы, методы и формы работы, чтобы заинтересовать учеников новой деятельность, вызвать у них положительную мотивацию и интерес к учению, развивать творческий потенциал.