Создание интерактивной дидактической игры средствами Microsoft PowerPoint для учащихся начальной школы

Разделы: Информатика


Информатизация охватывает не только процесс обучения, но и процесс подготовки учителя к урокам, потому что связана с поиском новых методов представления знаний и умений, их классификацией, хранением и обработкой результатов учебных достижений.

В связи с этим возникает необходимость введения в процесс обучения студентов, чья профессиональная деятельность будет связана с образованием, рассмотрение вопросов, направленных на создание и использование цифровых образовательных ресурсов. Считаем, что информационные технологии способствуют формированию диагностируемых целей урока, определению логических связей между структурными единицами содержания учебного материала, оптимизации расхода времени на виды учебно-познавательной деятельности учащихся.

Согласно примерному учебному плану по специальности 050709 “Преподавание в начальных классах” дисциплина “Информатика” изучается на втором курсе, когда студенты только приступают к рассмотрению профессиональных дисциплин, таких в частности как педагогика. Так как выпускник педагогического колледжа должен обладать умением решать педагогические задачи с помощью, в том числе и информационных технологий.

Одной из составляющих информационных технологий являются мультимедиа-технологии, которые являются эффективными образовательными средствами, благодаря присущим им качествам интерактивности, гибкости и возможности интеграции различных типов информации, способствующим раскрытию индивидуальных способностей, творческого потенциала обучающихся и повышению их мотивации к учению.

В ходе изучения темы мультимедийных презентаций речи идет о том, что презентации не ограничиваются только настройкой анимационных эффектов и задания для них параметров. Можно записать время анимации с помощью триггера, что позволяет создавать интерактивные обучающие презентации с обратной связью, например, интерактивная дидактическая игра. На занятиях по освоению программного продукта Microsoft PowerPoint вводится краткий обзор понятий “дидактическая игра”, “интерактивная дидактическая игра”, определяются основные характеристики данных понятий, что бы определить структуру и содержание разрабатываемых интерактивных дидактических игр. Перед студентами ставилась цель: познакомится с основами создания интерактивной дидактической игры в PowerPoint, получить практические навыки по созданию и применению триггеров.

Краткий обзор

В психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к определению понятия “дидактическая игра”. Как отмечают многие педагоги (Н.П. Аникеева, М.Ж. Арстанов, Е.И. Балакирева, В.М. Букатов, А.П. Букин, О.С. Газман, Д.Н. Кавтарадзе, П. И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков и др.), дидактическая игра – это технология, позволяющая повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

Под дидактической игрой Дергачева Л.М. понимает деятельность организуемую в процессе обучения целью которой является развитие познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий основанных на имитационном или символическом моделировании изучаемых объектов явлений или процессов в результате проведения игры у ее участников формируются конкретные знания соответствующие умения и навыки по творческому использованию знаний. Дидактические игры включают в себя обучающие предметные и учебные игры. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей она активизирует психические процессы вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

Тамбиева С.О. под дидактической игрой понимает такую форму организации учебно-игровой деятельности младших школьников, которая признается средством творческого самовыражения детей, условием включения младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность.

Основными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, результат игры.

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.  

Технологическая карта

Триггеры - одно из средств анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку.

Задание.

  1. Создать интерактивную дидактическую игру “Перемещение спичек”.

  2. Помоги Буратино. Уберите шесть спичек так, чтобы остались только два квадрата.

1. Создайте новый слайд (пустой)
2. Расположите на слайде необходимые изображения
3. Палочки, которые не участвуют в построении должны удаляться. Настроим анимацию.

- Выделяем объект, задаем анимацию в конструкторе слайдов

- Настройка анимации

- Добавить эффект

- Выход

- Вылет за край листа

Запишем время эффекта

Для этого в раскрывающемся списке выберем Время.

В диалоговом окне, задать время эффекта Заголовок окна Вылет за край листа – название нашего эффекта анимации. Установить скорость – “Быстро”. Повторение – “Нет”

Нажать кнопку Переключатели, выбрать – “Начать выполнение эффекта при щелчке”. В раскрывающемся списке выбираю “Прямоугольник 2” - это название первой палочки

Триггер записан

По этой же схеме задайте анимацию на остальные палочки, которые должны исчезнуть
Зададим анимацию на палочки, которые должны остаться в получаемых квадратах

Выделяем, щелкнув по нему левой кнопкой мыши.

Выбираем меню “Показ Слайдов”

Настройка анимации

- Добавить эффект

- Выделение

- Изменение цвета заливки (выбрать в палитре цвет)

Настроить триггер на палочку
Изменить режим смены слайдов. Смена слайдов по щелчку нам не подойдет, т.к. “промахнувшись” мимо яблочка дети при игре будут попадать на следующий слайд или показ будет заканчиваться.

Выбирать меню “Показ Слайдов”

- Смена слайдов.

- Удалите флажок “по щелчку”.

Установить управляющую кнопку “Выход”

Показ слайдов

- Управляющие кнопки.

Выбрать первую управляющую кнопку “настраиваемую”.

В окне “Настройка действия” - ставим галочку - Перейти по гиперссылке - и выбираем - Завершить показ

Щелкнуть правой кнопкой мыши по созданной кнопке, вызвать контекстное меню и выбрать строчку “Добавить текстовую строку”.

Ввести текст “Выход”

Предложенный алгоритм работы и рассмотренные требования к интерактивной дидактической игре позволило студентам создать свои примеры использования триггеров. Данные работы явились составной частью их электронного портфолио. Созданные игры были востребованы во временя проведения практических занятий на педагогической практике с учащимися начальной школы.

Литература

  1. Беспалова Л.В. Создание дидактических материалов в игровой форме в программе Microsoft PowerPoint (электронный ресурс). Режим доступа http://moodle.mmc.rightside.ru
  2. Головоломки со спичками http://www.potehechas.ru/golovolomki/klych1.shtml
  3. Дергачева Лариса Михайловна развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике. Москва 2006 стр. 23
  4. Жакулина И.В. Создание триггеров в презентации PowerPoint (электронный ресурс) Режим доступа https://docs.google.com/View?id=dcpgmwxc_430gn2crbdq
  5. Иванова Ольга Николаевна выбор оптимальных методов обучения информатике учащихся средней школы на основе информационно-коммуникационных технологий. Челябинск 2009, стр. 24
  6. Изображение Буратино http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/9/vibpxhgglzd.ae3/02814489707e99XL
  7. Иманова Ольга Анатольевна Методика развития деятельностной компоненты медиакомпетентности учащихся старших классов средствами информационных технологий. Киров 2010 стр.20
  8. Рысьева Татьяна Георгиевна Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников. Ижевск 2003, стр. 17
  9. Тамбиева Сапият Орусбиевна Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников. Майкоп 2007 стр.34

Презентация