Цели урока.
Образовательная: сформировать у учащихся понятие уравнений нового типа, повторить сложение и вычитание чисел в пределах 9, повторить решение текстовых задач.
Развивающая: создать условия для развития памяти, мышления, внимания.
Воспитательная: способствовать воспитанию познавательного интереса к математике, умению представлять и аргументировать свое мнение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки с цифрами 5, 7, 9, 1, 2, 4, карточки с буквами П, Ч, Ё, Л, К, А, игрушка-пчёлка, цветочки (на лепестках написаны числа, которые в сумме дают 8, 6, 9, 5), карточки с уравнениями, карточки с заданиями.
1. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята, какое время года сейчас? Что вы чувствуете с приходом весны после долгой полярной ночи? У кого из вас сегодня хорошее весеннее настроение? Посмотрите, сколько в нашем классе растений! Многие из них начинают цвести! Цветущие растения радуют не только человека. Как вы думаете, кто сегодня придёт к нам в гости на урок? Я предлагаю решить несколько примеров и отгадать нашего гостя. |
Дети отвечают на вопросы
учителя. Создается положительный эмоциональный настрой. |
2. Актулизация знаний
На доске карточки с числами, перевернув которые открываются буквы: 5 7 9 1 2 4 - п ч ё л к а.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Найдите сумму чисел 1 и 8. Уменьшаемое 8, вычитаемое 4, найдите разность. Первое слагаемое 2,второе слагаемое 5,найдите сумму. Уменьшите 8 на 6. Я задумала число, к нему прибавила 7 и получила 8. Какое число я задумала? Увеличьте 3 на 2. Кто же пришел к нам на урок? Она нам сегодня будет помогать. Наша пчелка живет в домике. Вам предстоит узнать, в каком именно. Мышка живет в домике с большим окном и высокой крышей. Лисичка в домике с высокой крышей. Зайчик в домике с большим окном. А где живет наша пчелка? |
Дети работают с веером чисел. Один из учеников подходит к доске и переворачивает карточку с правильным ответом. На обороте карточки появляется буква. Постепенно открывается слово “ПЧЕЛКА”. Учитель показывает детям игрушку-пчелку. Дети угадывают домик пчелки. |
3. Поставновка проблемы
Учитель: Молодцы, ребята. А чем мы занимались на прошлом уроке? Правильно, решали уравнения.
На доске: x+3=5; x-2=3; x+2=5; x-3=2.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Что общего в уравнениях? На какие группы можно разделить эти уравнения? Что неизвестно в первой группе? Как найти часть? Решали мы такие уравнения на прошлых уроках? Что неизвестно во второй группе? Как найти целое? Решали мы такие уравнения? Чему мы будем учиться на уроке? |
Части и целое. На две. Часть. Нужно из целого вычесть известную часть. Да. Целое. Нужно части сложить. Нет. Учиться решать уравнения, где неизвестно целое. |
4. Открытие детьми нового знания
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Наша пчелка заскучала.
Посмотрите, сколько цветочков на доске! Посадите нашу пчелку на цветок, сумма чисел на лепестках которого равна 8. |
Дети находят нужный цветок и
читают задание. На обороте цветка открывается надпись “Реши уравнение”. |
На доске уравнение:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Что неизвестно? Как найти? Какой
вывод делаем? А сейчас откроем учебник на странице 28 и прочитаем правило. Правильно мы сделали вывод? Этим правилом мы будем пользоваться при решении уравнений. |
Целое. Нужно сложить части. Дети читают правило и сравнивают со своим выводом. |
5. Первичное закрепление
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята, наша пчелка перелетит на
цветок, сумма чисел на лепестках которого равна 9 Предлагаю решить несколько уравнений с доской:х-6=3 и х-2=5 Ребята, давайте выведем правило в буквенном виде: Если х-а=в, то х=а +в. |
Учащиеся находят нужный цветок. Открывается надпись “Страница 28 № 2”. Ученики по очереди решают уравнения у доски с комментированием.
|
Физкультминутка
Учитель и учащиеся вместе проговаривают стихотворение и делают упражнение:
Прилетела к нам пчела,
Физкультминутку принесла.
Пожелала выполнять,
И здоровье укреплять.
Свежий маленький бутон.
Крепко-крепко скручен он.
Солнце луч ему подарит,
И бутон цветочком станет.
6. Самостоятельная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Решите уравнение: х-4=4 | Дети решают уравнение. Проверка осуществляется с помощью дополнительной доски, на которой записано правильное решение. |
7. Повторение
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Наша пчелка летит на цветок,
сумма чисел на лепестках которого равна 6. Какой медвежонок, как и наша пчелка, любит мед? Про него и решим задачу. У Вини-Пуха 5 орехов, а у Пятачка на 3 ореха меньше. Сколько всего орехов у Пятачка и Вини-Пуха вместе? Сравните выражения и обоснуйте свой ответ. а+1*а-2 в+3*в+7 к-4*к-6 |
Дети находят нужный цветок. Появляется надпись: “Реши задачу с.27 № 7”. Вини-Пух. Решают задачу с доской по действиям. Дети ставят знаки <,>,=. |
8. Итог урока. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вы сегодня очень хорошо
поработали на уроке. Что нового вы узнали? Какое правило вам помогало весь урок? Что понравилось на уроке? А сейчас, давайте на листочках нарисуем цветочки для нашей пчелки. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. Посмотрите, какой красивый лужок появился для нашей пчелки – она сможет собрать здесь много меда, и у нее будет такое же хорошее настроение, с каким вы уходите с этого урока! |
Дети отвечают на вопросы. Дети рисуют цветочки и прикрепляют их на доске. |