Актуализация темы.
Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям дороженькам идет славушка великая про землю нашу русскую.
Чем запоминается Россия? Неброской красотой природы, синевой бесчисленных озер. Время словно остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов, новостройках, затерявшихся среди болот. “ Живая природа” сопровождает человека. Принято считать, что главное в “живой природе” растительность, флора. О ней говорят названия природных зон - тайга, степь, лесостепь. Сегодня мы заслушаем результаты ваших исследований, оформленных в виде презентаций
Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Ключевского: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - природа его страны”.
Наша задача – подтвердить это высказывание, оперируя фактами.
Учащиеся знакомятся с информацией, знакомятся с постановкой проблемного вопроса
Содержательная работа учащихся / руководящая деятельность учителя
(таблица в авторском исполнении)
Работа учащихся | Действия учителя | Содержательное обеспечение работы |
Записать тему урока. Познакомиться с информацией и проблемным вопросом |
Актуализация темы | Вступительное слово
учителя: - Добрый день, гости званные и желанные, и вы, купцы торговые! Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Ключевского: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - природа его страны”. Наша задача – подтвердить это высказывание, оперируя фактами. |
Выступление
учеников-коробейников Выступление ученика-ведущего Выступление ученика-ведущего Выступление учеников группы 1 с демонстрацией презентации “Зона тайги” в среде POWER POINT. (Приложение 3) Группы №2 и 3 заполняют таблицу Приложения 2. Реклама товара, привезенного из своей природной зоны. Выступления учащихся группы 1. Выступление ученика-ведущего. Исполнение танца “Девичья плясовая” Выступление ученика-ведущего Ученики отгадывают загадку, предложенную учителем. Выступление учеников группы 2 с демонстрацией презентации “Зона смешанных и широколиственных лесов” в среде POWER POINT. Группы №1 и3 заполняют таблицу Выступления учащихся группы 2. Реклама товара, привезенного из своей природной зоны. Выступление ученика из группы 2. Выступление ученика-ведущего. Исполнение частушек, учениками группы 2. Выступление учеников группы 3 с демонстрацией презентации “Зона степей” в среде POWER POINT. Группы №1 и 2 заполняют таблицу Приложения 2 Выступления учащихся группы 3. Реклама товара, привезенного из своей природной зоны. Выступление ученика-ведущего |
Выступление учителя на фоне
песни Н. Чердын-цева “Еду я на ярмарку” Выступление учителя на фоне презентации “Фотоколлаж. Россия” Представление групп учителем. Выступление учителя Выступление учителя Комментарии учителя, добавления. Выступление учителя Выступление учителя Контроль над заполнением таблицы Выступление учителя. Выступление учителя. Выступление учителя Контроль над заполнением таблицы Комментарии учителя Выступление учителя Подведение итогов ярмарки Выступление учителя. Выступление учителя |
- Собрались мы на ярмарку, на
веселую, на столичную! (Выходят коробейники предлагают свои товары, а один говорит) - Давай, подходи и других подводи! Хоть я сам не пригож, но товар привез хорош! - Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям дороженькам идет славушка великая про землю нашу русскую. - Чем запоминается Россия? Неброской красотой природы, синевой бесчисленных озер. Время словно остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов, новостройках, затерявшихся среди болот. “Живая природа” сопровождает человека. Принято читать, что главное в “живой природе” растительность, флора. О ней говорят названия природных зон - тайга, степь, лесостепь. - Сегодня мы заслушаем результаты ваших исследований, оформленных в виде презентаций. Во время ваших выступлений ребята из других групп должны заполнять таблицу Приложения 2. - А вы думаете, что, сидя в этом классе во многих городах российских побывать можно? - На ярмарке все возможно. - Покупайте, продавайте и жетоны набирайте! - Тогда с ярмарки и начнем. Всем кто подходит, и всем, кто уже есть, объявляем важную весть. Приехали к нам торговые купцы из далекой Иркутской области. - Прежде чем представлять наш товар, мы расскажем Вам о нашем крае. (Рассказ о географическом положении, климате, почвах, растительном и животном мире зоны тайги с демонстрацией слайдов). - Привезли мы товару разного: ягоды, грибы, орехи, соболя. А послушайте, люди добрые, о нашем товаре, может, и купите. - Я жду опять дождя грибного, Покупайте грибы: соленые, сушеные. - Покупайте орехи кедра! Орехи – это до 36% жирного масла, крахмал, клетчатка, витамины. В скорлупе орехов 12% дубильного вещества. Ядра орехов содержат 1 мг витамина В, до 10 мг витамина Е. Скорлупу орехов применяют в виде настоя от глухоты. Масло орехов используется в парфюмерии, в консервации. Орехи по питательным качествам превосходят такие продукты, как молоко. - Покупайте ягоды брусники! Это не только вкусно, но и полезно. Даже листья брусники лечат! А ягоды! Чай с брусничным вареньем. Какое наслаждение! - Покупайте клюкву! Она может храниться долго благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные, полезные. В них есть витамин С, каротин, железо, разные кислоты, которые необходимы человеку! - Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ! Ну-ка, красавицы, выходи вперед! (Исполнение танца “Девичья плясовая”) - Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, подешевле покупайте! - Ну, что за товар! И этот хорош! И другой хорош! Выбирай, который хошь! - А теперь отгадайте загадку. Отгадка поможет нам определить природную зону, о которой нам расскажут ребята из группы 2. Стоит дерево кудряво, на том дереве пять угодьев. Первое угодье - хворому здоровье, второе угодье – разбитому крепость, третье угодье – заперто море, четвертое угодье – малому, пятое угодье – ночной свет. (Веник, береста, разбитая посуда, стянутая берестой, кнут, лучина) - А теперь слово купцам из группы 2, которые представят нам природную зону смешанных и широколиственных лесов. (Рассказ о географическом положении, климате, почвах, растительном и животном мире природной зоны смешанных и широколиственных лесов с демонстрацией слайдов) - Нижегородские купцы, а что вы нам привезли? - Покупайте лекарственные травы! Лекарственные травы полезны всем. Вот, например, ромашка. Она содержит необходимые нам полезные вещества. Нужно просто залить 1 ст. ложку ромашки кипятком, можно добавить сахару. Это прекрасное средство от мигрени, невралгии, при болях в желудке. - Покупайте листья сушеной крапивы. Ведь они содержат витамин К, муравьиную кислоту, витамины С и В2. Они могут использоваться при приготовлении борщей, супов.
- Покупайте ложки! Они дошли к нам из каменного века. Их предвестниками были выструганные или выдолбленные ковши. Высоким мастерством славились резчики из Архангельска, Московской области, Калужской и Тверской областях. - А вы знаете как их делали? Перво-наперво разрубали поленья березы, клена, осины или липы на одинаковые чурки-баклуши. Затем из них резали ложки. Далее их грунтовали, втирая разведенную в воде глину, а потом (после просушки) накладывали несколько слоев олифы: на недосохшую и чуть липкую поверхность наносили порошок олова (сейчас алюминия). Затем на серебристый фон наносили рисунок. Затем покрывали слоем лака. И - в печь при температуре +300°С. Из печи она доставалась позолоченной. - Покупайте платки! В 19 веке на Руси возникло производство платков и шалей. Оно живо и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные платки, которые пользуются спросом у нас, в России, и за рубежом. - Балалайка звонкая, тульский самовар! Праздник на ярмарке, праздничный базар. (Девочки исполняют частушки о Павлово-Посадских платках).
- А вот и пожаловали купцы с юга России. Но сначала о природной зоне степей. (Рассказ о географическом положении, климате, почвах, растительном и животном мире природной зоны степей с демонстрацией слайдов) Уважаемые купцы, а что вы нам привезли с юга России? - Привезли мы товару разного, нужного и не очень. Послушайте люди добрые, может, что и купите. - Степь - это край-кормилец! Говорят: “Земля-матушка, а хлеб-батюшка”. У народа есть слова: “Хлеб всей жизни голова. Без золота проживешь, а без хлеба нет. Когда хлеба ни куска, так и в тереме тоска”. - Покупайте подсолнечник! Чрезвычайно важная сельскохозяйственная культура. Он дает около 90% растительного жира, употребляемого в промышленности. Полезное применение находит все растение. Мякина превращается в эластичную массу-фактис-заменитель каучука. Из подсолнечника изготавливают: силос, жмыхи, ткани, резину. Из него делают продукты - масло, халву, маргарин. Подсолнечник младший брат в семье культурных растений бескрайной русской степи. - Покупайте гречку, вкусно и полезно. - Покупайте сахар. Сахар – это сахароза. Ее получают из сахарной свеклы. Очищенную сахарную свеклу в свеклорезках превращают в тонкую стружку и помещают в специальные сосуды, где пропускают горячую воду. Потом это все обрабатывают, упаривают, и вот и сахар! - Таты-бары, растабары. Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, забирайте нарасхват! (На фоне песни Н. Чердинцева “Еду я на ярмарку” в исполнении В. Толкуновой) (В центр класса встает коробейник с шестом, на котором привязаны ленты. Каждый берет по ленте и делает вид, что покупает товары. При этом отдает купцу жетон. Когда заканчивается музыка, все отпускают ленты и садятся на место) - Кто больше продал товара, какой купец самый ловкий, быстрый удачливый? - Что продали нижегородские купцы? - Что продали купцы из Иркутска? - Сколько товара продали краснодарские купцы? - Лучшими и удачливыми купцами оказались… Они продали все свои товары Слушая ваши отчеты, дорогие купцы, мы незаметно подошли к пониманию слов Ключевского. Как удивительна и разнообразна природа России. И прикосновение к ней должно быть бережное. Земля наш дом, человек должен осознавать свою ответственность перед потомками. Будущее процветание России возможно только при разумном сочетании древнего, гуманного отношения к природе. |
Индивидуально: тестовый
итоговый контроль. Самоконтроль |
Выступление учителя. Раздача тестов Выставление оценок. Подведение итогов урока. Выступление учителя на фоне клипа Ю.Антонова “Живет повсюду красота” (Приложение 7 – находится у автора, ввиду большого объема) |
Вы успешно справились с работой,
а теперь проверим, как вы усвоили материал.
Заполните мини-тест. (Приложение 6) Итак, связь человека и природы настолько тесная, что рассматривать их отдельно нельзя. Изменения в природе, происходящие по вине человека, в первую очередь влияют на его самого. И для того, чтобы сохранить будущее человека, нужно беречь природу, знать ее законы, разумно использовать ее богатства. Человек он ведь тоже природа |