Мир увлечений в дробях

Разделы: Математика, МХК и ИЗО


Учитель 1. Наш урок мы посвящаем миру ваших увлечений. Слово Тувалбаеву Мураду.

Ученик.

Мои увлечения

“Весь мир театр, а люди – актеры” -
Сказал Шекспир, и я с ним не спорю.
Мне нравится мир – яркий и классный,
Играть на сцене — это прекрасно!

И петь, и плавать, играть на гитаре,
Хип-хоп танцевать - одному и в паре
Все мне в кайф, но театр – это
Песня, что мною пока не спета.

Бабушка, ворон, разбойник, олень…
Столько ролей за один только день!
А скоро я боцманом стану суровым,
Театр – это круто, прикольно и здорово!

Учитель 2. Русский пианист Генрих Нейгауз сказал: “Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришел к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства”. Поэтому на этом уроке мы покажем, как взаимосвязаны математика и творческая деятельность наших учеников.

ТЕАТР

Учитель 1. В нашем 5А классе – 31 ученик, 11 из них посещают театральную студию. Какая часть учащихся посещает театральную студию? (11/31)

Слово Эвелине Завричко.

Ученица.

О театральной студии Людмилы ВОРОТНИКОВОЙ.

Этюды, репетиции… Вокруг родные лица,
Все шутят и шумят – все выступать хотят.
Ну где ещё, скажите, чтоб вас руководитель,
Учил смеяться, плакать и в обмороки падать?
Кричать, визжать и драться,
И как пират ругаться?
А в театре “Молодёжном” всё это делать можно!

Учитель 2. Перед вами математический кроссворд. Угадав ключевое слово, вы сможете приоткрыть театральный занавес.

Задача №1

1 2 3 4 5
         

(Когда найдено ключевое слово “Герда”, демонстрируется фрагмент спектакля “Снежная королева” театральной студии, видео)

МУЗЫКА

Учитель 1. Следующим увлечением наших ребят является музыка.

Сафронова Даша хочет научиться играть также красиво и виртуозно, как Святослав Рихтер или Эмиль Гилельс.

Учитель 2. Тувалбаев Мурад и Бакирова Камилла осваивают технику игры на гитаре. Камилла считает, что “очень здорово ходить в походы, сидеть у костра и играть на гитаре”. А Мурад мечтает создать группу с Тагиром и Чингизом, чтобы исполнять собственные песни.

Учитель 1. Зайнуллина Элина, как-то по телевизору услышала красивую музыку, и с той минуты полюбила скрипку.

Кстати, в старину скрипичные струны использовали в строительстве в качестве измерения. Измеряли длину с помощью флажелетов.

Первый флажелет – это половина длины струны и звучит он так: (ученица демонстрирует сказанное на скрипке).

Второй флажелет – это 1/3 длины струны.

Третий флажелет – это 1/4 длины струны скрипки.

Таким образом, звук струны указывал на определенную меру длины.

Учитель 2. Теория музыки начала формироваться в трудах одного из самых таинственных ученых античного мира – Пифагора. Для изучения музыкальных закономерностей Пифагор изобрел специальный инструмент – монохорд. После длительных экспериментов Пифагор установил, что две струны дают приятное для слуха совместное звучание (в музыке такое звучание называют консонансом), когда их длины относятся, как 1:2, 2:3 или 3:4. Конкретно это означает, что если взять четыре струны, то длина первой будет в два раза больше последней (их совместное звучание дает интервал, называемый октавой). Длина третьей струны будет относиться к длине первой, как 2:3 (получим интервал квинту), и отношение второй к первой равно 3:4, что определяет еще один интервал – кварту. На рисунке 1 показаны отрезки, соответствующие длинам струн великого тетраксиса – так называли греки четверку чисел, лежащих в основе их теории музыки.

Рис. 1.
Отрезки, соответствующие длинам струн великого тетраксиса

Решите задачу №2:

Используя математические значения, соответствующие указанным музыкальным интервалам, подтвердите справедливость следующего равенства

октава = квинта x кварта

Учитель 1. Когда Чингиза спрашивают, почему его заинтересовали ударные, а не гитара или клавишные, он отвечает: “Мне нравится ритм, это важная составляющая музыки”.

Послушайте увертюру к опере “Кармен” в исполнении лауреата всероссийского конкурса Гатауллина Чингиза (видео).

Основой любого ритма в музыке являются длительности нот. Какие вы знаете длительности? (Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая)

Если длительность целой ноты принять за единицу, то половинная будет равна 1/2, так как она звучит в два раза короче, четвертная – 1/4 и т.д. Таким образом:

Учитель 2. Длительности музыкальных нот заимствовали свои названия у дробей, так как они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа, например:

Каждое музыкальное произведение исполняется в определенном ритме, т.е. имеет заданную длительность, которая называется размером.

Перед вами ноты произведения, которое исполнил Чингиз. Посчитайте длительность нот одного такта и определите размер данного произведения (задача №3).

Рис. 2.
Отрывок из увертюры к опере “Кармен”

ТАНЦЫ

Учитель 1. Танцы – одно из любимых ваших занятий. Слово Сафроновой Даше.

Ученица.

О студии танца Ярослава ФРАНЦЕВА.

Мы любим танцы, мы любим баттлы,
И мы в них главные фигуранты,
Хип-хоп, и хаус, и R&B,
(Здесь сразу забываем: “To be or not to be?”)…
Танцы у Францева – просто улёт!
Мы всех приглашаем в совместный полёт!

Учитель 1. Кузьмина Кристина считает:

Ученица.

Танец – это музыка живая,
И недаром люди говорят:
“Танцоры – воплощенье рая,
В танце мир с гармонией царят”.

Учитель 2. Зиннатуллин Тимур занимается бальными танцами. Он участник многих конкурсов, во время которых вместе с партнершей с удовольствием исполняет венский вальс (видео).

Задача №4

Танец длится 1 минуту 30 секунд. Один поворот вальса происходит за 1 секунду, и за это время Тимур делает 3 шага. Определите, какую часть танца занимает один оборот, и какую часть танца занимает один шаг.

ЖИВОПИСЬ

Учитель 1. Еще одно увлечение учеников 5А – живопись.

Учитель 2. Имамутдинова Лейла считает, что “при помощи красок и кисточки человек может выплеснуть на бумагу все, что лежит у него на душе, все то, что нельзя выразить словами”.

Учитель 1. Исхакова Саида очень любит природу родного края, красоту которой она старается отразить в своих работах.

Учитель 2. Карцева Ксения своим увлечением живописью хочет поделиться со сверстниками и пожелать им найти свой мир.

Учитель 1. Перед вами иллюстрация картины Ксении “Семейные хлопоты”.

Рис. 3.
Картина Карцевой Ксении “Семейные хлопоты”

Что изображено на картине?

Кто, по-вашему, главное действующее лицо? (Мама)

Мама – смысловой центр картины, и расположена она тоже в центре. Расположение фигур на картине называется композицией (от лат. compositio – расположение). Композиция данного произведения такова, что по обе стороны от главной фигуры – мамы, находятся ее дети и домашние питомцы.

Учитель 2. Ребята, в приложении дана иллюстрация картины “Семейные хлопоты”, на которой проведены оси.

Задача №5

а) Измерить расстояние между осями, на которых находятся мальчик и девочка.

б) Измерить расстояние между осями, на которых находятся мама и мальчик.

в) Измерить расстояние между осями, на которых находятся мама и девочка.

Вы убедились, что дети находятся на одинаковом расстоянии от мамы.

г) Найти отношение расстояний между осями, на которых находятся мама и девочка к расстоянию между осями, на которых находятся дети.

д) Найти отношение расстояний между осями, на которых находятся мама и мальчик к расстоянию между осями, на которых находятся дети.

Учитель 1. Такая композиция называется симметричной.

Учитель 2. Только искусством интересы наших ребят не ограничиваются. Так, Мелитицкая Дарья любит читать книги. Она считает, что интернет никогда не заменит книгу: “Когда держишь в руках книгу, вдыхаешь ее запах, видишь обложку, то ее хочется читать, а не просто водить мышкой и смотреть в монитор”.

Задача №6

Даша прочитала 5/12 книги и еще 6 страниц, после чего ей осталось прочитать 1/2 книги. Сколько страниц в книге?

Учитель 1. Михеева Полина учится играть на фортепиано и флейте, но считает, что это “для дела”, а лошадки – для души.

Учитель 2. Мухетдинов Амир увлекается коллекционированием моделей автомобилей.

Задача №7

За первый год Амир собрал 2/7 своей коллекции, за второй год – 3/14. Какую часть коллекции собрал Амир за третий год?

Учитель 1. Терегулов Клим любит рыбачить и получает удовольствие, слушая рассказы заядлых рыбаков о разных увлекательных случаях.

Задача №8

Папа поймал 37/50 всех рыб. Отпустили 24/50 рыб, осталось 4 рыбы.

а) Сколько всего рыб наловили папа с Климом?

б) Сколько рыб поймал папа?

в) Сколько рыб поймал Клим?

Учитель 2. Афанасьев Евгений занимается большим теннисом с 6-ти лет потому, что теннис развивает концентрацию внимания, хорошую реакцию, выносливость.

Учитель 1. Шаяхметов Аскар ходит в спортивную школу олимпийского резерва по баскетболу. Этим видом спорта занимались его мама и дедушка.

Задача №9

В баскетбольном матче Аскар забил 6 мячей, что составило 3/62 всех забитых мячей. Сколько всего было забито мячей?

Учитель 2. У Кононова Артемия синий пояс по каратэ, 2-й разряд по шахматам, и к тому же он занимается плаванием.

Учитель 1. Сегодня мы еще раз убедились, насколько вы талантливы и насколько безграничны ваши интересы.

Учитель 2. Мы надеемся, что этот урок показал вам, как тесно взаимосвязаны математика и искусство. Вы хорошо поработали. Домашнее задание:

Вычислите зашифрованное слово:

1 2 3 4 5
         

Учитель 1. В заключении – подарок. Для вас поет Зайнуллина Элина (видео).