Цели:
Оборудование:
- учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык”, 3 класс;
- иллюстрация кормушки;
- иллюстрация птиц: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел;
- карточки с буквами: С, У, ФФ, И, К, С;
- музыка для физминутки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
- Ребята, работа на уроке предстоит серьёзная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму. (Взять карандаш и покатать в руках!)
- Откройте тетрадь и правильно положите её на парте. Запишите число, классная работа.
- Посмотрите на доску:
лЛл МмМ ЛЛлл мМмМ
- Зимний декабрьский ветер надул в нашем городе большие сугробы и, чтобы двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть.
Напишите эти буквы, напоминающие зимний узор.
III. Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Что за ствол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
- Зачем нужны кормушки?
- Что страшнее для птиц зимой: голод или холод? (Голод)
- Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске).
Назовите птиц, сидящих на ней? (Ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел. В клювах они держат буквы: С, У, ФФ, И, К, С).
- Какие птицы здесь собрались? (Зимующие и птицы, которых мы можем видеть в любое время года).
- Какая птица лишняя, почему? (Снегирь, потому что его можно увидеть только зимой).
- Какая из птиц не живёт на Камчатке? (Синица)
Доска закрывается.
- Запишите названия птиц, которые вы запомнили, обозначьте орфограмму.
(В это время с доски убирается одна птичка, доска открывается)
- Что изменилось?
- Какую букву держала птичка в клюве?
- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Ворона сидела и каркала.)
- А сейчас из букв, находящихся в клювах птиц, соберите слово, которое и будет являться темой нашего урока. (суффикс)
- Определите тему и цель урока. (Вспомним, что такое суффикс и определим его роль в слове, так же будем развивать нашу речь, внимание, память, мышление.)
IV. Работа над темой урока.
- Для того, чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках.
1. Графический диктант (на полях).
- Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.
(Один ученик за доской)
- Изменяемая часть слова – это…
- Неизменяемая часть слова – это…
- Разделительный Ъ знак пишется после…
- В слове переходы – ход – является…, а ы – это…
Проверка с доской:
V. Физминутка (под музыку).
2. Повторение изученного.
1) Упр.193, с.131.
- Прочитайте задание про себя.
- Прочитайте слова, что у них общего? (Одинаковый корень)
- А чем они отличаются? (Разные основы, поэтому слова с разным значением)
- Спишите. Выделите корень, окончание, основу.
- Какую часть слова осталось обозначить? (Суффикс)
- Для чего она служит? (Для образования новых слов)
река
речушка
реченька
речная (рыба)
2) Упр.194, с. 131-132.
- Прочитайте текс. Обратите внимание на выделенные слова.
К какому жанру относится это произведение? (Стихотворение)
- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку? (Пёсик, лапка, носик)
- Какие чувства передают эти слова? (Доброту, любовь, сочувствие)
- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку? (-Ик, -ек, -к)
- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)
- Какие ещё суффиксы играют такую же роль? (-Ечк, -очк, -еньк)
(Олечка, ёлочка, маленький)
Орфографическое задание:
- Найти слова с орфограммой – безударная гласная в корне (в словах первых 8 строчек).
- Найти слова с орфограммой – безударная гласная в приставке.
- Какое слово вы выписали 2 раза? (Появился)
VI. Физминутка для глаз.
Лексическая работа.
- Прочитайте слова в рамке.
- Что можете о них сказать? Что это за слова? (Синонимы)
- Какие слова называются синонимами? (Синонимы – слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга по смыслу)
- С одним словом устно составьте предложение. (Мы с тобой друзья на всю жизнь)
- Разберите слова по составу: ЛАПА, ЛАПКА.
3. “У кого есть суффикс”.
- На доске записаны слова. Назовите только слова с суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня.
ГОРОДОК РЕЗИНА
ГОРШОК ШТАНИНА
- Запишите слова. Разберите их по составу.
VII. Итог урока.
- Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая находится после корня)
- Для чего он служит? (Суффикс служит для образования новых слов)
VIII. Домашнее задание.
с.140, упр.7.
Комментирование оценок за урок.