Цель: учить детей составлять небольшие описания по картинам.
Задачи:
- Побуждать детей поддерживать диалог со взрослым.
- Учить детей образовывать глаголы от звукоподражания.
- Закрепить названия детенышей.
Материал: картины с изображением петуха и гуся.
Ход занятия
Воспитатель вносит в группу коробку и говорит: “Ребята, нам Незнайка отправил посылку с картинками. Давайте посмотрим, что на них нарисовано. Но сначала отгадайте загадку:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
Дети: Петух.
Воспитатель достает из коробки картинку и выставляет ее на стенд.
Дети: На картине нарисован петух.
Воспитатель: Какой петух?
Дети: Большой, красивый.
Воспитатель: Что есть у петуха на голове?
Дети: У петуха на голове есть гребешок, клюв.
Воспитатель: Каким цветом гребешок у петуха?
Дети: Гребешок красный.
Воспитатель: Что сзади у петуха?
Дети: Хвост.
Воспитатель: Каким цветом хвост у петуха?
Дети: Синий хвост, красный и т.п.
Воспитатель: Петух: ку-ка-ре-ку. Что делает петух?
Дети: Кукарекает.
Воспитатель: Кто детеныши у петуха?
Дети: Детеныши цыплята.
Воспитатель: Цыплята: пи-пи-пи. Что делают цыплята?
Дети: Цыплята пищат.
Воспитатель: Много – цыплят, а один – ….
Дети: Цыпленок.
Воспитатель: На картинке нарисован петух. Петух большой красивый. На голове у петуха есть гребень. Гребень красного цвета. Сзади у него есть хвост. Хвост разноцветный: синий, зеленый, красный.
Петух: ку-ка-ре-ку. Что делает петух?
Дети: Кукарекает.
Воспитатель: Детеныши у петуха цыплята. Цыплята: пи-пи-пи. Что делают цыплята?
Дети: Пищат.
Затем воспитатель предлагает детям рассказать о нарисованном на картинке петухе. Дети с помощью воспитателя (который подсказывает начало фразы) составляют краткие описания.
Воспитатель: Ребята, в коробке есть еще картина. А кто на ней нарисован? Отгадайте загадку:
Шипит, гогочет,
Ущипнуть хочет.
Я иду, не боюсь. Кто же это?
Дети: Гусь.
Воспитатель достает картинку с изображением гуся и выставляет ее на стенд.
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на картине?
Дети: Гусь нарисован.
Воспитатель: Каким цветом гусь?
Дети: Гусь белый.
Воспитатель: Что есть у гуся?
Дети: Голова, шея, ноги, лапы и т.п.
Воспитатель: Гусь: га-га-га. Что делает гусь?
Дети: Гогочет.
Воспитатель: Кто детеныши у гуся?
Дети: Гусята.
Воспитатель: Гусята: га-га-га. Что делают гусята?
Дети: Гогочут.
Воспитатель: Много – гусят, а один – …?
Дети: Гусенок.
Воспитатель: На картине нарисован гусь. Гусь большой, белого цвета. У него длинная шея. У гуся на лапках есть перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Гусь: га-га-га. Что делает гусь?
Дети: Гогочет.
Воспитатель: Детеныши у гуся – гусята. Гусята: га-га-га. Что делают гусята?
Дети: Гогочут.
Воспитатель: Предлагает Мише рассказать о нарисованном гусе.
Воспитатель: Давайте поиграем. Один из вас будет кошкой, а остальные цыплята. Когда кошка спит, цыплята бегают. После слов “Кошка глазки открывает и цыплят догоняет” - цыплята убегают в домики. Домиками будут ваши стульчики.
Игра проводится 2-3 раза.
Затем воспитатель читает стихотворение-путаницу К.Чуковского.
Стихотворение читается два раза. При чтении во второй раз дети произносят звукоподражание – мяу-мяу, хрю-хрю, ква-ква, кря-кря, му-у-у, ку-кареку.
Итог:
Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем. Догадайтесь про какую птицу я расскажу. Он большой, красивый. На голове у него красивый гребень и есть разноцветный хвост. Кто это?
Дети: Петух.
Воспитатель: Петух: кукареку. Что делает петух?
Дети: Кукарекает.
Воспитатель: Правильно. А это кто? У него длинная шея, на лапах перепонки. Умеет плавать.
Дети: Гусь.
Воспитатель: Гусь: га-га. Что делает гусь?
Дети: Гусь гогочет.