Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Природная мастерская», художественный труд относится к художественной направленности.
Художественный труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 11 лет, проявляющих интерес к природным объектам, желающих мастерить поделки своими руками с использованием природных материалов и подручных средств. Большая часть занятий посвящена работе с природными материалами.
Природный материал – это кладовая фантазии, изготовление из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям на уроках окружающего мира, труда, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, и пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.
Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу можно разделить на: конструирование и аппликацию из природного материала.
Конструирование – это художественная техника создания объемных изделий путем соединения деталей друг с другом.
Аппликация – это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.
Обучать детей работать с природными материалами желательно с дошкольного возраста. Дошкольники любознательны, у многих из них есть желание сделать какую-то вещь своими руками, подарить её маме, бабушке, другу. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Цель программы:
Данная цель находится в зоне ближайшего развития потенциала детей, проявляющими интерес к художественному труду. Для успешной реализации цели формирование групп проводится дифференцированно.
Данная цель конкретна: все детские работы можно увидеть на постоянно действующей выставке в кабинете художественного труда, а также поделки – сувениры, которые готовятся для друзей, родителей, гостей.
Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к художественному труду, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы.
Задачи:
- Обучающие:
- изучение различных природных материалов и подручных средств.
- освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.
- выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
- Развивающие:
- развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).
- развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.
- развитие произвольной ручной моторики.
- развитие креативного мышления.
- развитие самостоятельности мышления
- Воспитательные:
- выработка настойчивости в достижении цели.
- воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.
- воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.
- воспитание умения довести начатое дело до конца.
- развитие коммуникабельности.
- приобщение детей к совместно-разделенной дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.
Планируемый результат:
В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети должны:
- знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
- иметь представление об элементах дизайна;
- получить знания о природе, ее кладовых.
- уметь работать со скульптурным пластилином,
- соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
- подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,
- выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,
- научиться украшать свои изделия
У детей должно быть развито:
- желание самостоятельно что–то создавать, творить
- мелкая моторика рук
У детей должно быть воспитано:
- трудолюбие,
- аккуратность,
- умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.
В процессе реализации программы по окончании 2 года обучения дети должны:
- пополнять знания о разнообразии природных материалов и уметь его применять для изготовления поделок.
- иметь представление об элементах дизайна.
- знать способы крепления материалов,
- знать о природе, ее кладовых,
- уметь работать со скульптурным пластилином,
- соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
- защищать собственные идеи творческого замысла,
- выполнять более сложные объёмные фигуры ( животных, птиц) и аппликации,
- самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий,
- уметь составлять композиции
У детей должно быть развито:
- желание самостоятельно уметь фантазировать на заданную тему.
- совершенствуется моторика рук
У детей должно быть воспитано:
- трудолюбие,
- аккуратность,
- умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности
- чувство взаимопомощи и уметь представлять работу, как совместный труд,
- чувство прекрасного.
Механизм оценки и критерия:
1. Участие в выставках разного уровня:
– внутри учреждения,
– в округе,
– в городе.
2. В разной тематике.
Учебно-тематический план для детей 6-7 лет.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие, знакомство с поделками. Листок – пластилиновая аппликация. | 1 |
2 | Фантазии из листьев деревьев. Павлин из каштанового листа. |
2 |
3 | Китенок с фонтаном. | 2 |
4 | Роза из кленовых листьев. | 1 |
5 | Ветка рябины. | 2 |
6 | Дары осени Виноград из желудей. |
2 |
7 | Грибочки и большой гриб – боровик из фисташковых скорлупок и кожуры мандарина. | 3 |
8 | Мозаика из круп Жирафик. |
3 |
9 | Такие разные птицы Проектная работа: Водоем с фламинго. Фламинго. |
2 |
10 | Уточка из речных ракушек на рельефе – пруда. | 1 |
11 | Филин, с использованием чешуек еловой шишки. | 1 |
12 | Лебедь – шипун | 1 |
13 | Курочка из семечек подсолнуха | 3 |
14 | Снегирь. | 1 |
15 | Новогодние поделки. Символ года 2010 – тигренок.. |
2 |
16 | Ель из шишек ясеня | 2 |
17 | Праздничная упаковка | 1 |
18 | Животный мир Малыши лисята. |
2 |
19 | Мышки из закрытой сосновой шишки. У своей норки |
2 |
20 | Панно: Умка с мамой. | 4 |
21 | Водная черепаха. | 2 |
22 | Ежик объемный | 3 |
23 | Вазы и цветы. Ваза из бутылочки, салфеточная техника. |
2 |
24 | Цветы из перьев. | 1 |
25 | Панно – «Орхидея в горшочке». | 3 |
26 | Мимоза из пижмы. | 1 |
27 | Персонажи сказок. Бемби – панно. |
3 |
28 | Три поросенка. | 3 |
29 | Сдобные сладости для Карлосона. | 2 |
30 | Насекомые известные всем. Божья коровка. |
1 |
31 | «Стрекоза» – панно из дынных семечек. | 2 |
32 | Бабочка из ракушек | 1 |
33 | Жучок. | 1 |
34 | Домашние любимцы Котенок – аппликация |
3 |
35 | Кролик из еловой шишки. | 2 |
36 | Скоро лето! Дизайн для дачи. Морская звезда. |
2 |
37 | Ваза для полевых цветов. | 2 |
38 | Украшение для зеркала – бабочка. | 1 |
Итого: 72 часа
Учебно-тематический план для детей 7-10 лет.
№ | Тема занятия |
Кол-во часов |
1 | Вводное занятие, знакомство с поделками. Ежик из семечек подсолнуха. | 1 |
2 | Фантазии из листьев деревьев. Курочка из листьев и носиков – панно. |
2 |
3 | Речное дно. | 3 |
4 | Роза из кленовых листьев. | 1 |
5 | Ваза с фруктами аппликация. | 2 |
6 | Дары осени Тыква объемная из фисташек. |
2 |
7 | Долька арбуза. | 1 |
8 | Мозаика из круп Хомяк в пшеничном поле. |
2 |
9 | Такие разные птицы Проектная работа: Водоем с фламинго. Фламинго, рельеф водоема. |
2 |
10 | Полярные совы. | 1 |
12 | Лебедь в гнезде. | 2 |
13 | Петух из семечек подсолнуха – коллективная работа | 3 |
14 | Новогодние поделки. Оформление подарочных коробок, с использованием березовой коры, шишек, флизелина и упаковочной бумаги. |
1 |
15 | Ель из шишек лиственницы | 3 |
16 | Животный мир Проектная работа: Лисье семейство на поляне. Изготовление лис. |
2 |
17 | Рельеф поляны с норой, корягами и грибами и елочками. | 3 |
18 | Улитка | 1 |
19 | Дикобраз из сухих трав. | 2 |
20 | Панно: Панда с бамбуком. | 3 |
21 | Крокодил из еловой шишки. | 2 |
23 | Вазы и цветы. Ваза из бутылочки, украшенная бисером. |
2 |
24 | Астры из носиков ясеня. | 1 |
25 | Лотос из ракушек. | 2 |
26 | Ветка яблони. | 2 |
27 | Персонажи сказок. Три медведя. |
2 |
28 | Царевна – лягушка. | 2 |
29 | Торт с ягодами для Карлосона | 5 |
30 | Насекомые известные всем. Кузнечик. |
2 |
31 | Стрекоза. | 1 |
32 | Шмель объемный. | 2 |
33 | Домашние любимцы Котенок на подушке. |
|
35 | Рыбки | 2 |
36 | Скоро лето! Дизайн для дачи. Морская звезда. |
2 |
37 |
Дерево из сухоцветов в кашпо, украшенном морскими раковинами. |
5 |
Итого: 72 часа
Содержание программы
Организация занятий:
Этапы занятий:
- Показ и объяснение педагога.
- Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога
- Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.
Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.
Количественный состав учебной группы: 4-6 человек
Режим занятий: 2 раза в неделю с одной группой по 1 часу.
Продолжительность занятия с детьми:
дошкольного возраста – 35 мин. занятие, 15 мин.
перерыв, 10 мин. консультация родителей.
с младшими школьниками – 45 мин. занятие, 15 мин.
перерыв.
Годовое кол-во часов: 72 ч.
Введение. 2ч.
На вводном занятии знакомлю детей с разнообразием природного материала и его сбором. Провожу тест на выявление у детей знаний и умений работать с пластилином. Затем изготавливаем поделку вместе.
Что такое природный материал и где его можно
найти. Как правильно собирать разнообразный
природный материал. Как правильно сушить листья,
растения, цветы. Как хранить природный материал.
Что такое подручные средства. Как правильно
работать с пластилином. Какой пластилин лучше
подходит для работы.
Способы изготовления различных поделок. Работа с
технологическими карточками. Показ готовых
изделий. Техника безопасности при работе с
веточками, ножницами, красками, клеем.
Тема № 1. Объёмные поделки и композиции. 25 ч.
Изготовление объёмных поделок: фигурок животных, рыб, птиц, грибов, цветов, композиций и т.д. с использованием шишек, коры, веточек, мха, соломы, семечек, скорлупы орехов, кожуры цитрусовых и др.
Тема № 2. Аппликации и картины. 18 ч.
Изготовление картин, аппликаций на темы русских народных сказок, произвольные темы путём приклеивания специальным клеем подручного и разнообразного природного материала на основу.
Тема № 3. Отделочные работы. 6 ч.
Украшение готовых изделий и предметов (деревянных шкатулок, стеклянных бутылочек, баночек и др.) природными материалами и подручными средствами (бисером, бусинками, ленточками, бумажными салфетками и др.).
Тема № 4. Творческие работы. 25 ч.
Проектная деятельность: выбор темы, определение круга участников проекта, составление плана, подбор материалов и средств деятельности. Изготовление отдельных изделий и составление целой композиции.
Данная программа рассчитана на учебный план 72 ч., согласно которому в неделю проводится два занятия.
Методическое обеспечение:
В воспитании дошкольников и младших школьников большое значение имеет продуктивные виды деятельности.
Основные методы, используемые в работе:
- словесные
- наглядные
- игровые
- практические.
В зависимости: от возраста, значения уровней развития зависит место каждого метода обучения.
Большую роль играет словесный метод, он:
- позволяет рассказать теорию,
- дать знания
- дать правильную и четкую инструкцию.
Важным методом является и наглядный метод.
Главная роль метода – показ педагога с
практической деятельностью ребенка. Важно, чтобы
дети умели работать с пластилином. Дошкольники
умели делать простейшие формы, а младшие
школьники – могли самостоятельно применять
умения и навыки работы с пластилином для
изготовления поделок.
Игровой метод:
Большое значение для развития интереса у детей к занятиям имеют сюжетно-ролевые игры:
- когда вместе с педагогом дети сочиняют или вспоминают сказку,
- дети планируют применение этих поделок для постановки какой-то сказки или игры.
Через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира.
Практическим методом:
- отрабатываются все знания и умения детей
- происходит закрепление знаний и умений,
- формируется мелкая моторика,
- формируется мыслительная операция.
Условия реализации:
Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми.
В работе используется разнообразный природный материал:
шишки
мох,
желуди,
веточки и коряги,
ракушки,
камешки природные и декоративные,
сухоцветы,
семечки арбуза, дыни, подсолнуха,
крупы и бобовые,
кожура цитрусов,
скорлупа орехов, яиц
перья,
бусинки и бисер,
«декоративные глаза» и др.
Средства:
- пластилин цветной и скульптурный,
- клей ПВА и горячий,
- краски,
- лак прозрачный,
- картон,
- салфетки,
- пластмассовые баночки,
- стеклянные бутылочки и др.
Инструменты:
- ножницы,
- кусачки,
- ножик для пластилина скульптурного,
- кисточка.
Работа представлена в двух направлениях:
- изготовление поделок; сувениров для родственников и гостей;
- оформление постоянно действующей выставки в кабинете, участие в окружных фестивалях и конкурсах, украшение поделками помещения Детской студии (детский дизайн).
Литература:
- Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000.
- Мастерилка. Шишка, желудь и ракушка… Ирина Лыкова. «Карапуз».
- Мастерилка. Снесла курочка яичко. Ирина Лыкова. «Карапуз».
- Мастерилка. Морская лепилка. Ирина Лыкова. «Карапуз».
- Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева. – Москва, 2003.
- Наш рукотворный мир. Конышева Н.М. – Москва, 2002.
- Чудесная мастерская. Конышева Н.М. – Ассоциация 21 век.
- Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Сюзанна Хелмольд. Профиздат, 2007
- Образовательная программа «Флорист-дизайнер». Т. Б. Комиссарова .Всероссийский V конкурс авторских программ.