Актуальность методической темы
Движения пальцев рук человека в
процессе эволюции оказались тесно связанными с
речевой функцией. До появления словесной речи
первобытный человек, производя различные орудия,
многие сотни лет утончал и совершенствовал
работу рук и пальцев. Его первой формой общения
были жесты, затем начавшие сочетаться с
возгласами, выкриками. Примерно таков ход
развития речи ребенка. Развитие движений пальцев
рук как бы подготавливает почву для последующего
формирования речи.
Известно, что между речевой функцией и общей
двигательной системой человека существует
тесная связь. Такая же тесная связь установлена
между рукой и речевым центром мозга.
Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук
и органов речи способствуют формированию
правильного произношения, помогает, избавится от
монотонности речи, нормализовать ее темп, учит
соблюдению речевых пауз, снижает психическое
напряжение.
Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень
речевого развития детей заметно снизилось.
Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому
что многие из них страшно заняты на работе. Дети и
сами меньше говорят, потому что больше смотрят и
слушают (теле-ауди-видео…) Они редко делают
что-то своими руками, потому что современные
игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не
эффективно для развития моторики (одежда и обувь
с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с
наклейками вместо картинок для вырезания).
Пальчиковые игры и упражнения –
уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие
речи, пространственного мышления, внимания,
воображения, воспитывает быстроту реакции и
эмоциональную выразительность. Ребенок лучше
запоминает стихотворные тексты, его речь
делается более выразительной.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном
материале, максимально полезны для ребенка –
дошкольника. Они содержательны, увлекательны,
грамотны по своему дидактическому наполнению.
Художественный мир народных песен и потешек
построен по законам красоты. Суть фольклорных
текстов – действие. Действие персонажей,
движение событий, рождение конфликтов и их
разрешение создают единственную в своем роде
удивительную, движущую стихию жизни.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное
средство для развития детей раннего и
дошкольного возраста.
Пальчиковые игры – помогает развивать
речь, восприятие, внимание, память, воображение и
мышление.
Пальчиковые игры – положительно влияют на
эмоциональное развитие маленького ребенка –
радую, ободряют, учат общаться.
Программное содержание:
- развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;
- продолжать учить проговаривать и запоминать за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать активную речь у детей 4-5 лет, ее выразительность, эмоционально отзываться на содержание потешки;
- закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, пополнить знания детей о жизни животных в лесу, обогащать словарный запас детей на тему «Осень», осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным;
- развивать интерес к нетрадиционным формам работы с бумагой – мять, сминать, сжимать пальчиками бумагу до размеров маленького комочка – ягодки;
- отрабатывать аккуратность при наклеивании комочка бумаги – ягоды рябины к веточке;
- воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал (осенний лес)
– Ребята, куда мы с вами попали. Приглашаю Вас на лесную прогулку.
В:
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!На зов ответит зовом,
На слово тем же словом
На смех ответит смехом
Нам отвечает … эхо
В: Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.
В:
Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра ра-ра
Да ладошек не жалей лей-лей
Бей в ладошки веселей лей-лей
Сколько времени сейчас час-час
Сколько будет через час час-час
И неправда: будет два два-два
Думай, думай голова ва-ва
Вы хорошие всегда да-да
Или только иногда да-да
Не устали отвечать чать-чать
Разрешаю помолчать.
В: Вот какое веселое эхо с нами играло. А теперь ребятки послушайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой
Катеньку – малиной,
Васю – хворостинкой
В: Про что эта загадка, что за богатырь такой, всех угощает, грибы, ягоды раздает?
Дети: Про лес загадка
В: А вот еще одну отгадаете?
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
Дети: Осенью.
В: Поглядите вокруг какое время года в нашем лесу?
Дети: Осень.
В: Давайте вспомним, Какие приметы осени вы знаете:
- На улице стало холодно
- Солнце светит мало, прячется за тучи
- Tучи на небе серые, темные, синие
- Часто идет дождь
- На дорогах лужи
- Листочки опадают с деревьев
- Листопад на улице
- Деревья стоят голые
- Травка пожелтела
- Птицы улетают в теплые края
- Звери готовятся к зиме
В: Расскажите мне стихи про осень
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.Осень наступила высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
Туча небо кроет солнце не блестит
Ветер в поле воет, дождик моросит
В: Молодцы ребята очень красивые стихи про осень. А давайте мы с вами соберем осеннюю картину.
(На фланелеграфе выложить дерево + листок к нему, пенек + гриб рядом, тучи синие + дождь, капли, птицы улетают)
В: Какое у нас красивое дерево получилось. А мы сейчас расскажем и покажем про наши деревья в лесу.
Пальчиковая игра:
Деревья в лесу росли (руки вверх, кисти раскрыть
И с ветром дружили они кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок (встряхивают кистями)
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит (быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш… (опускать руки, кисти плавно
вправо – влево)
В: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого не видели?
Дети: Звери готовятся к зиме
В: А как готовятся к зиме Миша-медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)
В: А про ежика что расскажите? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)
В: Что делает белочка в лесу? (Cобирает орехи, грибы, несет в дупло)
В: Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)
В: Пойдем по лесной тропинке, может встретим зверей в лесу. (Из под пенька дерева, куста – уши животных торчат, там шапочки – маски детям)
Дети находят шапочку – маску медведя, одеваем одному ребенку. Потешка + пальчиковая игра про мишку
В: Чьи это ушки? (Медвежьи, медведя) Какие ушки? (Круглые, коричневые)
Мишка по лесу гуляет
В корзинку шишки собирает
Шишка – раз, шишка – два
Положу я их сюда.
А какая это шишка?
«Я не знаю» - шепчет Мишка
Научим мишку мы считать
Один, два, три, четыре, пять
Ребенок в маске мишки:
В берлогу скоро лягу спать
За осенью зима придет опять
Пусть мне во сне приснится мед
Проснусь когда весна придет.
В: А вот это чьи ушки?
Дети: Заячьи! Как уши у зайца? (Длинные, белые, пушистые)
(Одеваем ребенку)
Пальчиковая игра:
Дети:
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат
Он прыгает и скачет
Веселит своих зайчат
Ребенок зайка:
Пора мне зайчику линять
Пора мне шубку поменять
Зимой быть серым не могу
Меня заметят на снегу
В: Кто-то там шуршит под елкой?
Дети: Ежик (достать уши ежа)
В: Какие ушки у ежика? (Маленькие, черные)
(Одеть ребенку)
Пальчиковая игра:
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норки
А под листьями лежат
Двое я маленьких ежат.
Ребенок ежик:
Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил
Мне нужно отдохнуть за это.
В: А кто это с ветки прыг да скок? Чьи такие ушки? (Беличьи, белки)
Ребенок белка:
Далеко еще зима, но не для потехи
Тащит белка в закрома ягоды, орехи
В: И мы знаем про ягоды потешку
Пальчиковая игра:
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю
Ягод – полное лукошко
Я попробую немножко
Сколько ягодок в корзине?
Один, два, три, четыре, пять –
Снова буду собирать.
В: Ой, ребята ветер подул и засыпало листьями угощения для зверей. Помогите мне их найти. Пальчиками осторожно расчищайте и найдите, что там спрятано. (На подносе яблоко, гриб, орех, ягодная ветка)
В: Кто любит яблочко, орех, гриб, ягоды, морковку?
В: Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим лесным друзьям. Всем подарить веточку рябины, а зайке – морковку, потому что он ее очень любит. Проходите за столы, и ты миша, и ты зайка, и белочка. И ежик присоединяйтесь к нам.
Работа детей за столами; нарисована ветка рябины, на нее приклеиваем ягоды из бумаги (бумагу сминать, мять до размеров маленького комочка и наклеивать)