"Путешествие в осенний лес". Комплексное занятие по развитию речи и мелкой моторики рук в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность методической темы

Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. До появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет утончал и совершенствовал работу рук и пальцев. Его первой формой общения были жесты, затем начавшие сочетаться с возгласами, выкриками. Примерно таков ход развития речи ребенка. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает, избавится от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизилось. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-ауди-видео…) Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания).
Пальчиковые игры и упражнения  –  уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для ребенка –  дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песен и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде удивительную, движущую стихию жизни.
Пальчиковые игры и упражнения –  уникальное средство для развития детей раннего и дошкольного возраста.
Пальчиковые игры –  помогает  развивать речь, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.
Пальчиковые игры –  положительно влияют на эмоциональное развитие маленького ребенка – радую, ободряют, учат общаться.

Программное содержание:

  • развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;
  • продолжать учить проговаривать и запоминать  за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать активную речь у детей 4-5 лет, ее выразительность, эмоционально отзываться на содержание потешки;
  • закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, пополнить знания детей  о жизни животных в лесу, обогащать словарный запас детей на тему «Осень», осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным;
  • развивать интерес к нетрадиционным формам работы с бумагой – мять, сминать, сжимать пальчиками бумагу до размеров маленького комочка – ягодки;
  • отрабатывать аккуратность при наклеивании комочка бумаги – ягоды рябины к веточке;
  • воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал (осенний лес)

– Ребята, куда мы с вами попали. Приглашаю Вас на лесную прогулку.

В:

Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

На зов ответит зовом,
На слово тем же словом
На смех ответит смехом
Нам отвечает … эхо

В: Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.

В:

Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра  ра-ра
Да ладошек не жалей   лей-лей
Бей в ладошки веселей  лей-лей
Сколько времени сейчас  час-час
Сколько будет через час  час-час
И неправда: будет два  два-два
Думай, думай голова  ва-ва
Вы хорошие всегда  да-да
Или только иногда  да-да
Не устали отвечать  чать-чать
Разрешаю помолчать.

В: Вот какое веселое эхо с нами играло. А теперь ребятки послушайте загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой
Катеньку – малиной,
Васю – хворостинкой

В: Про что эта загадка, что за богатырь такой, всех угощает, грибы, ягоды раздает?

Дети: Про лес загадка

В: А вот еще одну отгадаете?

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?

Дети: Осенью.

В: Поглядите вокруг какое время года в нашем лесу?

Дети: Осень.

В: Давайте вспомним, Какие приметы осени вы знаете:

  • На улице стало холодно
  • Солнце светит мало, прячется за тучи
  • Tучи на небе серые, темные, синие
  • Часто идет дождь
  • На дорогах лужи
  • Листочки опадают с деревьев
  • Листопад на улице
  • Деревья стоят голые
  • Травка пожелтела
  • Птицы улетают в теплые края
  • Звери готовятся к зиме

В: Расскажите мне стихи про осень

Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.

Осень наступила высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
Туча небо кроет солнце не блестит
Ветер в поле воет, дождик моросит

В: Молодцы ребята очень красивые стихи про осень. А давайте мы с вами соберем осеннюю картину.

(На фланелеграфе выложить дерево + листок к нему, пенек + гриб рядом, тучи синие + дождь, капли, птицы улетают)

В: Какое у нас красивое дерево получилось. А мы сейчас расскажем и покажем про наши деревья в лесу.

Пальчиковая игра:

Деревья в лесу росли                                       (руки вверх, кисти раскрыть
И с ветром дружили они                                   кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок                        (встряхивают кистями)
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит                         (быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш…                                                 (опускать руки, кисти плавно
                                                                                  вправо – влево)

В: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого не видели?

Дети: Звери готовятся к зиме

В: А как готовятся к зиме Миша-медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)

В: А про ежика что расскажите? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)

В: Что делает белочка в лесу? (Cобирает орехи, грибы, несет в дупло)

В: Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)

В: Пойдем по лесной тропинке, может встретим зверей в лесу. (Из под пенька дерева, куста – уши животных торчат, там шапочки –  маски детям)

Дети находят шапочку – маску медведя, одеваем одному ребенку. Потешка + пальчиковая игра про мишку

В: Чьи это ушки? (Медвежьи, медведя) Какие ушки? (Круглые, коричневые)

Мишка по лесу гуляет
В корзинку шишки собирает
Шишка – раз, шишка – два
Положу я их сюда.
А какая это шишка?
«Я не знаю» - шепчет Мишка
Научим мишку мы считать
Один, два, три, четыре, пять

Ребенок в маске мишки:

В берлогу скоро лягу спать
За осенью зима придет опять
Пусть мне во сне приснится мед
Проснусь когда весна придет.

В: А вот это чьи ушки?

Дети: Заячьи! Как уши у зайца? (Длинные, белые, пушистые)

(Одеваем ребенку)

Пальчиковая игра:

Дети:

Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат
Он прыгает и скачет
Веселит своих зайчат

Ребенок зайка:

Пора мне зайчику линять
Пора мне шубку поменять
Зимой быть серым не могу
Меня заметят на снегу

В: Кто-то там шуршит под елкой?

Дети: Ежик (достать уши ежа)

В: Какие ушки у ежика? (Маленькие, черные)

(Одеть ребенку)

Пальчиковая игра:

Под березой на пригорке
Старый еж устроил норки
А под листьями лежат
Двое я маленьких ежат.

Ребенок ежик:

Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил
Мне нужно отдохнуть за это.

В: А кто это с ветки прыг да скок? Чьи такие ушки? (Беличьи, белки)

Ребенок белка:

Далеко еще зима, но не для потехи
Тащит белка в закрома ягоды, орехи

В: И мы знаем про ягоды потешку

Пальчиковая игра:

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю
Ягод – полное лукошко
Я попробую немножко
Сколько ягодок в корзине?
Один, два, три, четыре, пять –
Снова буду собирать.

В: Ой, ребята ветер подул и засыпало листьями угощения для зверей. Помогите мне их найти. Пальчиками осторожно расчищайте и найдите, что там спрятано. (На подносе яблоко, гриб, орех, ягодная ветка)

В: Кто любит яблочко, орех, гриб, ягоды, морковку?

В: Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим лесным друзьям. Всем подарить веточку рябины, а зайке – морковку, потому что он ее очень любит. Проходите за столы, и ты миша, и ты зайка, и белочка. И ежик присоединяйтесь к нам.

Работа детей за столами; нарисована ветка рябины, на нее приклеиваем ягоды из бумаги (бумагу сминать, мять до размеров маленького комочка и наклеивать)