Пояснительная записка
Программа по организации летних каникул «Радуга творчества» разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании».
Даная программа включает в себя: пояснительную записку, определяющую актуальность и принципы программы, прогнозируемый результат, этапы реализации программы, условия реализации программы, анализ реализации программы, содержание, планы, циклограммы работы ПДО и педагогов организаторов на летний период 2010 года, информационно-методическое обеспечение, разработанные положения массовых мероприятий и программ по направлениям деятельности МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества Кировского района» города Кемерово.
Ценность данной программы заключается в том, что она включает в себя разнообразную социально-культурную и образовательную деятельность детей и подростков в летний период:
– учебные практики (для детей с устойчивыми
интересами, воспитанников Центра
творчества):выездной горно-туристический лагерь
«Скалолаз» (п. Известки) – клуб «Восходитель»,
выездная творческая смена в О/ц «Пламя по
программе Большая игра «Заколдованный лес»
(июль), «Журналистская командировка» – студия
журналистики «Объектив», аниматорская практика
– театральная студия «Позитив», «Экскурсионное
бюро» – объединение «Краевед», клуб ЮИД,
концертно-игровая деятельность (соц. площадки
района и города) – концертная бригада, различные
типы туристических походов и мн.др.)
– сопровождение школьных лагерей с дневным
пребываем по программе Большая игра «Радуга
творчества» (июнь, июль, август).
– «Хобби-центр» – для детей и подростков района,
оставшихся в городе (июнь, июль, август).
– игровые программы для РВО (разновозрастные
отряды) – для школ Кировского района (июнь, июль,
август).
Программа по организации летнего отдыха «Радуга творчества» в МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества Кировского района» составлена Климакиной Т.В. заместителем директора по организационно-массовой работе ЦРТДиЮ Кировского района г. Кемерово рекомендуется для организации летнего отдыха педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
1. Актуальность и специфика программы
Обеспечение занятости обучающихся в период летних каникул является приоритетным направлением деятельности МОУ ДОД «Цент развития творчества детей и юношества Кировского района» города Кемерово.
Успешность летней кампании во многом обеспечена расширением сети социального партнерства. К организации летнего отдыха были привлечены муниципальные организации (ТОО Кировского района, ОУ района, ДШИ-50, Центр детского творчества Заводского района, Областной центр дополнительного образования детей, Областная детская газета «Свежий ветер», Городской учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества), ООО «Отдых». Ценность данной программы заключается в том, что она включает в себя разнообразную социально-культурную и образовательную деятельность детей и подростков в летний период. В результате летом 2010 года в ЦРТДиЮ Кировского района по программе «Каникулы – 2010» действовали:
- Учебные практики (для детей с устойчивыми интересами, воспитанников Центра творчества).
- Программа «Туристическое лето».
- Сопровождение школьных лагерей с дневным пребываем по программе Большая игра «Радуга творчества».
- «Хобби-центр» - для детей и подростков района, оставшихся в городе.
- Игровые программы для РВО (разновозрастные отряды) – для школ Кировского района г. Кемерово.
2. Цель программы
Основной целью программы по организации летнего отдыха в Центре творчества является создание, и развитие социально-образовательного пространства в рамках летнего каникулярного времени для интеллектуально-творческого взаимодействия и взаимообогащения обучающихся.
3. Задачи программы
- Создать условия для организованного отдыха детей и юношества.
- Укрепить здоровье, содействовать полноценному физическому, психическому и интеллектуальному развитию.
- Приобщить обучающихся к разнообразному опыту социальной жизни через участие в различных видах интеллектуальных игр, учебных практик.
- Развивать и укреплять творческие связи с общеобразовательными школами района.
- Формировать отношения сотрудничества, содружества.
4. Принципы программы
- непрерывность образования - содержание работы является составной частью и логическим продолжением образовательного процесса;
- принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
- принцип дифференциации воспитания - дифференциация
в рамках программы Большая игра (выездная
творческая смена в О/ц «Пламя» и сопровождение
школьных лагерей) предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня (Большой игры);
- активное участие детей во всех видах деятельности;
- принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием;
- принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
5. Прогнозируемый результат
- Обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания.
- Общее оздоровление детей.
- Сохранение и увеличение количества обучающихся, занимающихся интеллектуально- творческой деятельностью.
- Расширение интеллектуального и творческого пространства в районе и городе.
- Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы.
6. Участники программы
- Обучающиеся ЦРТДиЮ, которые проходят обучение по образовательным программам, педагоги центра, а так же учащиеся общеобразовательных школ Кировского района и города Кемерово.
- Возраст обучающихся по программе (дети и подростки) 7-17 лет.
- Преимущество при зачислении в выездную творческую смену О/ц «Пламя» имеют обучающиеся из многодетных, неполных, малообеспеченных семей.
- Педагоги несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.
7. Этапы реализации программы
Срок реализации программы – июнь, июль, август 2010 года.
1. Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца (апрель 2010 года) до открытия выездной творческой смены по программе Большая игра «Заколдованный замок» и сопровождение школьных лагерей Кировского района начинается подготовка к летнему сезону.
2. Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня:
- встреча детей, знакомство, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программ по направлениям работы Центра творчества;
- ознакомление с инструкциями по ППБ, ПДД, правилам поведения детей при проведении экскурсий, прогулок, ТБ;
- знакомство с правилами жизнедеятельности Центра творчества.
3. Основной этап
- реализация основной идеи программы по организации летнего отдыха;
- вовлечение детей в различные виды деятельности.
4. Заключительный этап
- Анкетирование обучающихся по итогам организации заявленных направлений с целью выявления эффективности летнего отдыха.
- Анализ условий функционирования программы по организации летнего отдыха.
- Сбор цифровой информации об итогах работы направлений.
- Анализ реализации программы.
8. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы:
- Учебные кабинеты для и занятий.
- Помещение для проведения игр («Творческая гостиная») и общего сбора (холл 2 эт.)
- Спортивная площадка.
- Туристическое снаряжение и спортивный инвентарь.
- Мультимедийный комплекс (компьютер, принтер, сканер, видеопроектор, экран).
- ТСО (звуковоспроизводящая аппаратура, микрофоны, СD-диски).
- Ученические столы, стулья.
- Канцелярские принадлежности.
- Налаженная система работы, которая позволяет укрепить связи между Центром творчества и другими общественными организациями и образовательными учреждениями района и города.
Информационно-методичекое обеспечение программы
Дидактические материалы («Педагогика каникул»):
- Копилка заданий, упражнений, вопросов, викторин, тестов и т.д.
- Тематические подборки
- Разработки досуговых мероприятий
- Положения о массовых мероприятиях
- Раздаточный материал (карточки, перфокарты, шаблоны и др.)
- Фото и видео архив
- Библиотека
Список использованной литературы при подготовки программы
1. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул.
Методическое пособие в помощь организаторам
детских оздоровительно – образовательных
лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО, 2001. – 123 С.
2. Газизулин Р.Я., Дюкина О.В. Дневник
воспитателя летнего лагеря. – Киров, ВАКО, 2008. –
143
3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и
занятости детей. – Ростов н/Д, Феникс, 2006. – 352 С.
4. Мечта, творчество, вдохновение. Сборник тезисов
научно – практической конференции «Дети в
загородном лагере». С-Петербург, ОАО «Светоч», 2000.
– 165 С.
5. Навстречу лету. Материалы областного конкурса
проектов в сфере летнего отдыха и оздоровления.
– Липецк, ИРО, 2006. – 118 С.
6. Программно-методическое обеспечение
воспитательной работы в детских оздоровительных
центрах (Серия «Библиотечка для педагогов,
родителей и детей») – М., ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 С.
7. Творческое лето. Сборник методических
материалов. – М., ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. – 64 С.
8. Шмаков С.А. Ее Величество – Игра. – М., 1992
9. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен
культуры. М.: Новая школа, 1994. – 240 С.
10. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня.
Методическое пособие. – Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,
2002. – 384 С.
11. Фришман И.И. Игры без проигравших. –
Н.Новгород, Изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2003. – 90 С.