Задачи:
- Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.
- Развивать фонематический слух у детей.
- Расширять и активизировать словарь детей.
- Формировать интерес к русскому народному творчеству.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
Словарная работа: звук, слово; Семен, Тит, Федул, картуз, платок, калина, землица, клюква, ягоды, щегол, сено косить, губы надул, прожег, размешиваем, нажимаем, пересыпаем.
Индивидуальная работа: Продолжать работу по различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи.
Предварительная работа: Уточнение произношения имеющегося звука [C] – [Ш] , упражнения на звукопроизношение, на развитие фонематического восприятия: “Что я слышу?”, “Узнай звук”, “Разные звуки”, на выработку четкой дикции. Заучивание потешек, загадок, “гимнастики для пальчиков”.
Материал: Воздушный шарик, мешочек, ширма, стакан с чаем, ложка, две мисочки, стакан сухого гороха, лист бумаги, аудиозапись, игрушки: лиса, кошка, собака, лягушка, петушок, сова, картуз, платок (шаль), мешочек с воздушными шарами, чистый альбомный лист с надписью “Шурик”.
Ход занятия
– Ребята, я хочу вам рассказать одну историю, которая приключилась со мной
сегодня. Сижу я утром в детском саду, жду вас. Вдруг в открытое окно влетает
необыкновенный гость. А прилетел он к нам потому, что хочет с вами
познакомиться.
– А у вас есть желание с ним познакомиться?
– Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать ее и узнать нашего гостя.
Сегодня все ликует,
В руках у детворы,
От радости танцуют
Воздушные … (шары).
(Воспитатель приносит шарик.)
Шарик (аудиозапись) – Я шарик Шурик. Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами, ребята, подружиться. Назовите по одному любому звуку, а я соберу их в свой мешочек (дети произносят звуки).
Шарик (аудиозапись) – Какие вы, молодцы! Все эти звуки я собрал в свой мешочек. А бывает еще другие неречевые звуки. Попробуйте угадать.
Дидактическая игра “Узнай звуки”.
(Воспитатель за ширмой выставляет предметы: стакан с чаем и сахаром, ложечка, две мисочки, стакан с сухим горохом, резиновая игрушка.)
– Кто-нибудь из вас догадался как получается этот звук?
– Проверим, угадали ли вы?
– Ребята, звуки мы слышим, а буквы мы видим и можем написать.
– Кто может прочитать, что здесь написано?
– Правильно, здесь написано его имя, Шурик.
– Скажите, в слове шарик, какой первый звук? [Ш]
– А в слове Шурик? [Ш]
– Назовите Шурику какие вы знаете имена со звуком [Ш]
(Саша, Маша, Миша).
– Кто вспомнит как шелестят листья на деревьях? (Протяжно произносят звук
[Ш – Ш – Ш]).
– Как работает насос? (протяжно произносят звук [С
– С – С].
Дидактическая игра “Узнай звук” (с листом)
– Когда я произнесу звук [С]
– поднимите руку.
– Когда звук [Ш]
– хлопайте в ладоши.
– Шарик говорит, что вы хорошо различаете звуки.
– Кто хочет загадать загадку про эти игрушки? (Лиса, собака, кошка, петушок,
лягушка, сова).
– А как ты догадался, что это (лиса, собака, кошка и т.д.)?
– Шарик любит играть с игрушками, где есть звук [Ш].
Давайте поможем Шурику выбрать игрушки. (Дети выбирают игрушки со звуком
[Ш]: кошка, петушок,
лягушка).
– Шурик говорит всем спасибо за помощь.
– Предлагаю отдохнуть и поиграть с пальчиками, научить Шурика.
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).
“Музыканты”.
Я на дудочке играю,
Саша на гармошке
Петр на балалайке,
А Илья на ложках.
“Кошка и собаки”.
Вышла кошечка гулять,
Хвостиком играет.
Ей на встречу из ворот
Собаки выбегают.
Ребята, давайте вспомним потешку “Как у нашего кота”.
Потешка:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котеньки усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
– Назовите слова из потешки, в которых есть звук [С]?
(Усы, красы, смелые).
– А теперь слова, в которых есть звук [Ш]?
(Нашего, шубка, хороша).
– Шурик говорит, что вы самые внимательные дети, так как назвали все слова.
– Ребята, Шурик предлагает поиграть в новую игру “Закончи шутку”. Я буду
говорить начало, а вы придумаете продолжение.
Са-са-са-… (в лесу живет лиса).
Со-со-со-… (у Сони колесо).
Су-су-су-… (в лесу видели осу).
А кто заметил, какой звук часто встречался в этих чистоговорках?
Ша-ша-ша- … (Саша моет малыша).
А в этой чистоговорке?
– Молодцы, хорошо произносите звуки [С]
[Ш] , а чтоб лучше это у вас получилось,
произнесите скороговорку: Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.
– Шурику понравились ваши шутки и скороговорка. Он собрал их в свой мешочек.
– Давайте покажем Шурику, какие мы артисты (сценки по потешкам).
***
– Что делаешь?
– Ничего.
– А он что?
– Мне помогает. –
***
– Тит, иди молотить.
– Живот болит.
– Тит, иди кашу есть.
А где моя большая.
***
– Федул, что губы надул?
– Кафтан прожег.
– Велика ли дыра?
– Один ворот остался.
***
– Куда идете, детушки?
– По ягоды, бабушка.
– Где же ягоды, детушки?
– Над землицей, бабушка.
***
– Уж не клюква ли, детушки?
– Нет, повыше, бабушка.
– Не калина ли, детушки? –
Угадала, бабушка.
***
– Куда, Семен, едешь?
– Сено косить.
– На что тебе сено?
– Коров кормить.
***
– На что тебе коровы?
– Молоко доить.
– На что тебе молоко?
– Вас, детки, поить.
– Шурик говорит, что вы настоящие артисты.
– Шурик (аудиозапись) – Я сегодня узнал и увидел много интересного.
Можно я всегда к вам буду прилетать? А на память от меня вам эти воздушные шары.
– Ребята, давайте попросим Шурика остаться в группе на один день.
– Посмотрите, он кивает головой, значит он согласен.