Урок технологии в 5-м классе

Разделы: Технология


Цель: научиться выполнять шов “крест”, узнать способы и технику его выполнения.

Задачи: ознакомить учащихся с историей вышивки орнаментов, композицией построения узора, способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности, прививать навыки культуры труда и аккуратности, развивать координацию движений рук, исполнительские умения.

Оборудование: рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, нитки для вышивания – мулине, пяльцы, канва, схема рисунка., презентация, видеофильм “Вышивка крестом” (диск “Уроки рукоделия”)

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовность учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Рассказать учащимся об истории вышитого орнамента, о композиции, видах орнамента. Показать, как выполняется шов “крест”.

Сообщение учащихся на тему “История вышивки”.

Объяснение учителя.

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры.

В ХIХ–ХХ вв. вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчеркивают край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, воплощались изображения фантастических зверей птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны мстерская белая гладь, калужская цветная перевить и многие другие техники вышивания.

В изображения орнамента закладывался определенный смысл: прямая горизонтальная линия – это поверхность земли; горизонтальная волнистая линия – это вода; вертикальная – дождь и т.д.

Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты “красным по белому”. Для Украины свойствен рушниковый орнамент, им украшали одежду, полотенца (рушники), платки, скатерти, занавески и многое другое. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляют черный или синий, техника вышивания очень разнообразна.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.

Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных, реже – изображения растений.

У народов Крайнего Севера распространена вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческое начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают новые декоративные швы, композиции.

Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание, это зависит от того какие швы будут использованы, от назначения изделия, расположения узора, выбор цвета для выполнения.

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров.

Техника вышивания крестом – одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но широко распространилась во второй половине ХIХ века.

III. Закрепление изученного материала.

Просмотр видео фильма: посмотрим разнообразие техник выполнения шва “крест”: “итальянский крест”, “болгарский крест”, “рисовый шов”, “черногорский крест”, “козлик”, “звездочка” и другие, а так же способы закрепления нитей без узелка.

Показ выполнения шва “простой крест” в два приема.

Практическая работа.

Перед началом практической работы повторим технику безопасности при работе с ручными инструментами.

Пользуясь инструкцией выполнения и схемой рисунка, учащиеся выполняют шов “крест”.

IV. Обход учителя.

Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов выполнения шва “крест” по диагонали, горизонтали, вертикале, соблюдение техники безопасности.

V. Анализ и оценка урока.

Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, выявить более удавшиеся работы, выставить оценки учащимся.

VI. Домашнее задание. Продолжить работу над изделием по схеме.