Задачи:
- закрепление знаний о богах Олимпа;
- обогащение нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития;
- работа над коммуникативной и информационной компетентностью.
Оборудование: интерактивная доска, “мозаика”, сигнальные карточки, рабочие карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Группа делится на микрогруппы.
II. Постановка цели и сообщение темы занятия.
Вступительное слово учителя.
– Наше занятие будет проходить под девизом:
“Вспомним, что узнали, и проверим, как запомнили”.
Ребята, что вы узнавали и запоминали на занятиях?
Ответы ребят.
– Сегодня мы снова пройдём по знакомым местам Древней Греции, заглянем в гости к богам Олимпа. А сопровождать нас будут наши покровители – богини мудрости.
Во время путешествия вас будут подстерегать препятствия, с которыми, я уверена, вы отважно справитесь.
Ваша задача: правильно выполнить 2 задания и получить мозаику изображения героя Древней Греции, которого вы и соберете в конце пути.
III. Викторина.
1. Задание.
По описанию узнать имя бога или богини. Обсудив в группе, написать его на листе.
(Ответ на интерактивной доске.)
- Этот бог трудолюбив. Он работал кузнецом. Когда этот бог – кузнец разводил огонь в своей кузнице, дрожали горы, образовывались трещины в земле, извергались вулканы. Он построил на Олимпе золотые дворцы – жильё, достойное великих богов. (Гефест – бог – кузнец) – стр. 1
- На горе, в тенистом гроте, рано утром родился младенец. К полудню он сбросил пелёнки, вышел из пещеры и отправился странствовать по дороге. Дорога – это ведь его любимое место. И дошёл он до поля, где Аполлон пас коров. (Гермес – бог торговли, бог дорог, бог пешеходов, бог жуликов) стр. 2
- У этого бога было необычное рождение. Он родился на острове. Он стал богом искусства древних греков. Он был одним из великих богов Олимпа, который вступал в спор с громовержцем Зевсом. У него была сестра-близнец. (Аполлон) стр. 3
- Она родилась из морской пены. Однажды на рассвете морские волны пригнали к берегу острова Крит огромную раковину. В ней стояла молодая женщина с длинными золотистыми волосами. И лицо, и тело женщины было настолько прекрасны, что вся природа приветствовала её появление. Это была богиня красоты и любви. (Афродита) стр. 4
- Это прекрасная девушка в полном воинском снаряжении: в шлеме, с копьём и щитом. Это была богиня-воительница. А ещё греки называли её богиней мудрости. Ведь только она унаследовала ум Зевса. Благодаря ей греки стали образованными и сделали много научных открытий. А ещё она была богиней ручного труда. (Афина) стр. 5
- За спиной – лук, сбоку – колчан со стрелами. Платье у неё короткое – чтобы было удобно переходить речной ручей, или перепрыгивать через поваленное дерево, или пробираться в лесной чаще. Рядом с ней – лань, очень красивое животное. И быстроногое, как сама богиня охоты. (Артемида) стр. 6
2. Задание.
Соединить стрелками слова с левой стороны с выражениями с правой стороны по смыслу.
(Проверка – по доске. Представители от каждой группы выполняют работу у доски).
Лира Храм Артемиды Пигмалион Пифон Нимфа Арахна Эрот |
|
3. Задание.
Соберите мозаику. Угадайте, чьё изображение у вас получилось?
4. Задание.
Чтобы проверить правильно ли вы определили имя героя, я предлагаю вам разгадать кроссворд. (На интерактивной доске)
- В Древнем Риме этого бога звали Вулкан. А как звали его в Древней Греции? (Гефест)
- Богиня семьи, которая наслала на Латону огромного Пифона. (Гера)
- Мальчик с золотыми кудрями и крылышками за спиной. (Этор)
- Главный город Греции. (Афины)
- Кого Гермес увёл у Аполлона? (корова)
- Музыкальный инструмент, который сделал Гермес. (Лира)
(Ответ по вертикале: Геракл.)
IV. Заключительное слово учителя.
– Геракл – сын Зевса. Он был самым сильным в Греции. Древние римляне называли его Геркулес. Издавна говорят: “от геркулесовой каши человек становится сильным”. Геркулесовая каша делается из овсянки. Овсяную кашу назвали в честь Геракла – Геркулеса, потому что она даёт силу. Так что обязательно ешьте её по утрам. Англичане каждый день начинают с овсяной каши.
V. Домашняя творческая работа.
– Рассказывать вам о Геракле я не буду – вы расскажете о нём сами. Я задаю вам на дом мифы о двенадцати подвигах Геракла, совершённых им на службе у царя Эврисфея. Каждый из вас на следующим уроке расскажет нам об одном из двенадцати подвигов Геракла, о любом – на ваш выбор. Мифы эти короткие, вам не сложно будет самим или с родителями прочитать их дома, запомнить и рассказать. Договорились?
Значит, на следующем уроке вы станете рассказчиками мифов. В Древней Греции их называли аэдами. Их слушали очень внимательно. И мы вас будем слушать очень внимательно.
Информацию вы сможете найти в литературе, энциклопедии, интернете, посмотрев мультфильм.
А один из подвигов вы сможете прочитать, съев конфету “Подвиги Геракла”.
Литература.
- Программа "Мировая художественная культура" 2–4 класс (факультативный курс) под руководством В. Г. Маранцмана, Изд. Интербук 1998.
- М. И. Карапетян “Я иду на урок в начальную школу: История искусств: Книга для учителя. – М.: Изд. “Первое сентября”, 2001 г.
- “Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология” – М.: Олимп; ООО “Фирма “Изд. АСТ”, 1998 г. Авторы-составители О.А. Могила, С.В. Чумаков
- Н. Кун “Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои”, ООО “Книги “Искателя”, 2008 г.
- Раскраска для малышей “Герои Древней Греции” художник С. Михайлов. – М.: ООО Издательский дом “Детский мир”.