Политические и социокультурные реалии конца ХХ и начала ХХI века обусловили и открыли новые для нас перспективы в культурном и коммуникативном образовании россиян. Эффективное обучение иностранным языкам в школе приобретает на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Незнание иностранного языка может существенно обеднить образовательные и самообразовательные возможности ученика, перспективы в выборе карьеры и профессии.
Согласно утверждённому “Стандарту начального образования по иностранному языку” наш предмет вводится как обязательный учебный предмет со второго класса.
Начальная школа выступает в качестве первой ступени в изучении первого иностранного языка.
В настоящее время в практике обучения иностранного языка в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Моя задача – активизировать деятельность каждого учащегося, создать возможности для их творческой активности в процессе обучения.
Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Особенность реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют применять абстрактные приемы деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Темы, которые мы выбираем для проектов, тесно связаны с предметным содержанием, т.к. наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому основную часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала, при работе над проектом я использую для организации проектной деятельности.
УМК, по которому я работаю в начальной школе (“Enjoy English” М.З. Биболетова), предполагает в конце изученных тем создание проектов. Осуществление проекта провожу для того, чтобы формировать учебно-познавательные компетенции, т.е. с помощью проекта формирую знания и умения целепологания, планирования, самооценки, рефлексии учебно-познавательного процесса. При помощи этого метода формирую общеучебные умения поиска информации (информационная компетенция). Овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования информации, её хранения. Метод проектов использую для формирования коммуникативной компетенции. Основной целью является приобщение к специфической деятельности и получению информации с помощью ИЯ, т.е. участие в тех или иных пределах коммуникации. В процессе работы над проектами идет развитие таких видов деятельности, как говорение, чтение и письмо. Через метод проектов идет формирование социокультурной компетенции, т.е. учащиеся получают знания о стране изучаемого языка, учатся работать в группе, уважать друг друга, воспитывается уважение к традициям и культуре других стран.
Так при работе над темой “Праздники” в 3-м классе (2010г.) вместе с учащимися мы решили больше узнать о Рождестве и Пасхе (2009г.) (см. Приложение № 2). Цель этих проектов: познакомиться с этими праздниками, их символами, узнать чем их празднование отличается от празднования в нашей страны.
С помощью метода проектов формирую языковые компетенции, т.е. учащиеся в ходе проекта овладевают новыми языковыми средствами, увеличивают свой словарный запас. Так при подготовке проекта “Animal planet” в 3-м классе я дала ученикам лексические единицы, которые не предусмотрены учебной программой этого года обучения (wild, dangerous, domestic, friendly, clumsy, sharp, Africa и т.д.). Итогом нашей совместной деятельности стал замечательный каталог о животных. Но самый главный результат этой работы – это живой интерес учащихся к языку, радость от нашего с ними общения и желание выполнять такие творческие работы дальше.
Через метод проектов идет развитие творческих общеучебных умений, т.е. ребята учатся решать творческие задачи, создавать творческие работы. Так при работе над проектом “Tales” учащиеся сами сочиняли сказки (по данному началу, по данному названию, по данным героям или просто сочиняли свои собственные). После определения темы и цели проекта (написать сказку, используя глаголы в Past Simple) мы совместно составили план работы над сказкой. Итогом этой работы стал сборник сказок, сочиненных самими учащимися.
Так же одной из основных целей проекта является – применение полученных знаний на практике, т.е. работа над проектом предполагает постоянное применение как знаний полученных при работе над темой, так и знаний полученных на уроках.
Обретение веры в успешность и свои силы – это ещё одна цель проектной деятельности. Слабая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, а проектная деятельность позволяет вернуть ощущение успешности и значимости. Так, при работе над проектом “My town” , я разделила его на две части. Первая часть – рассказ каждого ученика о себе. Ребята использовали те лексические единицы и речевые обороты, которые они знали лучше всего. Более сильные учащиеся дополняли свои рассказы новыми словами и выражениями. При работе над второй частью, я разделила учащихся на 5 групп, внутри которых они распределили между собой различные роли (фоторепортер, ответственный за сбор информации, за её переработку, за оформление). В итоге получился красочный сборник, а оценку получила вся группа. В своей работе я использую разные классификации типов проекта.
По количеству участников | По продолжительности | По типу деятельности | По количеству предметов |
1. Индивидуальные (личностные) 2. Парные 3. Групповые |
1. Краткосрочные 2. Средней продолжительности 3. Долгосрочные |
1. Творческие 2. Исследовательские |
1. Монопредметные (однопредметные) 2. Межпредметные 3. Надпредметные |
Работа над проектами осуществляется в урочное и внеурочное время, хотя практически всегда выходит за рамки урока. Часто приходиться оставаться с детьми после уроков, чтобы помочь в преодолении трудностей, доработать проект.
Вместе с ученицей 4-го класса мы решили принять участие в научно-практической конференции “Мал, да удал”, которая впервые проходила в нашей школе в апреле 2010 года. Для своей работы мы выбрали тему: “Tartan. Is it hot? ” Мы представили эту работу в виде проекта, в которой доказали, что шотландская клетка очень актуальна и в наши дни.
Я считаю, что главные плюсы работы над проектом это:
- у учащихся исчезает страх перед изучением иностранного языка;
- этот метод позволяет учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни;
- создание и сохранение доброжелательной обстановки на уроках;
- дети учатся делать выбор и нести ответственность (например, доводить до конца начатое дело);
- дети видят результат своего труда.