Урок экологии по теме "Чудо растения – лист". 2-й класс

Разделы: Экология

Класс: 2


Цель: Создать условия для “путешествия” в чудесную страну “Листопадию”, где показать многообразие и разнообразие листьев. Систематизировать знания о лиственных и хвойных растениях. Расширить знания об осенних изменениях в жизни лиственных и хвойных растений. Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать. Воспитывать любовь к природе нашего края, бережное отношение к ней, заботу о своём здоровье.

КСО: гербарии лиственных и хвойных растений, краски, кисточки, баночка, шаблоны листьев на альбомных листах, перфокарты, музыкальное оформление, видеозапись листопада, схемы, использование мультимедийной установки.

Презентацию можно получить у автора статьи.

Ход урока

Загадка: Жёлтые монетки сыплются с ветки.

– Что это за монетки?

–Почему они желтые?

– Определим задачи урока.

Что? 1. Узнаем, какие бывают листья на деревьях, узнаем их форму и окраску осенью.

2. Охрана природы

Как?

– В течении всего урока мы будем:

наблюдать
сравнивать
обобщать.

Контролировать правильность ответов будем на каждом этапе урока и оценим себя по шкале продвижения к цели.

– Осенью есть очень яркий и красивый период, который люди называют “золотой осень”. Почему ее так назвали?

Какого еще цвета бывают листья деревьев и кустарников осенью?

Вспомните наши наблюдения на прогулке. В этом нам помогут гербарии и видеозапись.

Цель перед просмотром:

–  Внимательно просмотрите запись и определите листья по окраске и форме.

Проверка.

– Расскажите об окраске листьев:

  • береза
  • клен
  • осина
  • калина
  • тополь

– Почему листья на деревьях меняют окраску?

– Осенью становиться холодно, часто бывают туманы, идут дожди.

– Хмуро и уныло на улице. Посмотрите как невесело муравью.

Он прячется от дождя под зонтиком.

– В такую погоду легко простудиться. Дадим советы муравью, чтобы он не простудился в дождливую погоду.

– Что напоминает вам его зонтик? (Лист сирени)

– Почему он зеленого цвета?

Вывод: Какие краски у листьев еще бывают осенью?

– Просмотрите еще раз гербарий.

Что можно сказать о форме листьев? (Разная форма)

Игра: По форме определить лист и раскрасить листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.

Проверка.

– Какую пользу приносят зеленые листья?

Охрана деревьев. Почему надо охранять деревья и кустарники?

Листья выделяют кислород, необходимый для жизни человеку, животным. Чем больше деревьев будет насажено, тем чище будет воздух.

Листья какого дерева выделяют больше всего кислорода? (Тополя).

– Осенью в природе есть очень красивое явление. Наш оператор заснял его. Определите, как называется это явление?

– Как называется это явление в природе?

Листопад

– Вред или пользу приносит листопад?

Листопад не вредит деревьям, а наоборот предохраняет от излишнего испарения влаги. Опавшие листья ни в коем случае нельзя сжигать. Почему?

Вывод: какие по форме и окраске бывают листья?

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише.
Деревце все выше, выше.

– Представьте себе что вы листочки. Ветер сорвал вас с веточки и вы кружитесь в воздухе.

Загадка:

Ее в лесу всегда найдешь
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как – ёж
Зимою в платье летнем

– Почему ель всегда заметна в лесу? Какое летнее платье на ней?

– Как называются листья у ели?

– Какие еще деревья имеют хвою?

Ель
Пихта
Сосна
Лиственница

Подумайте, почему названия этих деревьев я написала отдельно?

(Листья – лиственные, хвоя – хвойные.)

Вывод:

– Чем отличаются лиственные от хвойных растений?

– Бывает ли листопад у хвойных деревьев?

– Охрана хвойных деревьев, особенно в новогодние праздники

– Из хвойных деревьев изготавливают хвойное масло, которое применяют при аромотерапии.

Контроль.

– Определить на перфокарте хвойные растения.

Проверка

клен
сосна
береза
осина
ель
лиственница

– Кто без ошибок определил хвойные растения?

Итог: Почему лист – чудо растения?

– Отметьте по шкале свое продвижение к цели.

– Что было интересным на уроке?

– Что нового узнали?

– О чем бы вы рассказали дома?