Цель: Создать условия для “путешествия” в чудесную страну “Листопадию”, где показать многообразие и разнообразие листьев. Систематизировать знания о лиственных и хвойных растениях. Расширить знания об осенних изменениях в жизни лиственных и хвойных растений. Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать. Воспитывать любовь к природе нашего края, бережное отношение к ней, заботу о своём здоровье.
КСО: гербарии лиственных и хвойных растений, краски, кисточки, баночка, шаблоны листьев на альбомных листах, перфокарты, музыкальное оформление, видеозапись листопада, схемы, использование мультимедийной установки.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Ход урока
Загадка: Жёлтые монетки сыплются с ветки.– Что это за монетки?
–Почему они желтые?
– Определим задачи урока.
Что? 1. Узнаем, какие бывают листья на деревьях, узнаем их форму и окраску осенью.
2. Охрана природы
Как?
– В течении всего урока мы будем:
наблюдать
сравнивать
обобщать.
Контролировать правильность ответов будем на каждом этапе урока и оценим себя по шкале продвижения к цели.
– Осенью есть очень яркий и красивый период, который люди называют “золотой осень”. Почему ее так назвали?
Какого еще цвета бывают листья деревьев и кустарников осенью?
Вспомните наши наблюдения на прогулке. В этом нам помогут гербарии и видеозапись.
Цель перед просмотром:
– Внимательно просмотрите запись и определите листья по окраске и форме.
Проверка.
– Расскажите об окраске листьев:
- береза
- клен
- осина
- калина
- тополь
– Почему листья на деревьях меняют окраску?
– Осенью становиться холодно, часто бывают туманы, идут дожди.
– Хмуро и уныло на улице. Посмотрите как невесело муравью.
Он прячется от дождя под зонтиком.
– В такую погоду легко простудиться. Дадим советы муравью, чтобы он не простудился в дождливую погоду.
– Что напоминает вам его зонтик? (Лист сирени)
– Почему он зеленого цвета?
Вывод: Какие краски у листьев еще бывают осенью?
– Просмотрите еще раз гербарий.
Что можно сказать о форме листьев? (Разная форма)
Игра: По форме определить лист и раскрасить листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.
Проверка.
– Какую пользу приносят зеленые листья?
Охрана деревьев. Почему надо охранять деревья и кустарники?
Листья выделяют кислород, необходимый для жизни человеку, животным. Чем больше деревьев будет насажено, тем чище будет воздух.
Листья какого дерева выделяют больше всего кислорода? (Тополя).
– Осенью в природе есть очень красивое явление. Наш оператор заснял его. Определите, как называется это явление?
– Как называется это явление в природе?
Листопад
– Вред или пользу приносит листопад?
Листопад не вредит деревьям, а наоборот предохраняет от излишнего испарения влаги. Опавшие листья ни в коем случае нельзя сжигать. Почему?
Вывод: какие по форме и окраске бывают листья?
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише.
Деревце все выше, выше.
– Представьте себе что вы листочки. Ветер сорвал вас с веточки и вы кружитесь в воздухе.
Загадка:
Ее в лесу всегда найдешь
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как – ёж
Зимою в платье летнем
– Почему ель всегда заметна в лесу? Какое летнее платье на ней?
– Как называются листья у ели?
– Какие еще деревья имеют хвою?
ПихтаЕль
Сосна
Лиственница
Подумайте, почему названия этих деревьев я написала отдельно?
(Листья – лиственные, хвоя – хвойные.)
Вывод:
– Чем отличаются лиственные от хвойных растений?
– Бывает ли листопад у хвойных деревьев?
– Охрана хвойных деревьев, особенно в новогодние праздники
– Из хвойных деревьев изготавливают хвойное масло, которое применяют при аромотерапии.
Контроль.
– Определить на перфокарте хвойные растения.
Проверка
клен
сосна
береза
осина
ель
лиственница
– Кто без ошибок определил хвойные растения?
Итог: Почему лист – чудо растения?
– Отметьте по шкале свое продвижение к цели.
– Что было интересным на уроке?
– Что нового узнали?
– О чем бы вы рассказали дома?