Цель урока:
- образовательная - рассмотреть факторы формирования заработной платы и причины различий в условиях оплаты труда работников;
- развивающая - развивать способность самостоятельно мыслить, применять ранее изученный материал для усвоения нового;
- воспитательная - формировать способность учащихся к успешной социализации в обществе, культуры отношений в процессе учебного труда, ответственность, внимание, воспитать экономически грамотного гражданина своей страны.
Знать:
- Факторы формирования заработной платы.
- Понимать причины различий в уровнях оплаты труда.
Уметь:
- Определять факторы формирования заработной платы, анализировать их.
- Объяснять в чем причины разного уровня оплаты труда.
Тип урока: изучение нового материала с применением информационных технологий.
Время урока: 30 минут.
Межпредметные связи: обществознание, математика.
Термины и понятия:
- Цена услуг труда.
- Заработная плата.
- Производительность труда.
- Факторы формирования заработной платы.
Оборудование:
- Компьютер, экран, проектор.
- Диск с презентацией.
Литература:
- И.В. Липсиц "Экономика" учебник, кн 1.Вита-Пресс, 2006г.
- Е.В. Савицкая "Уроки экономики в школе".
- Ремчукова И.Б. Поурочные планы по учебнику И.В. Липсица. Волгоград, 2009.
Раздаточный материал: материал с домашним заданием, задание для урока
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте, меня зовут Елена Валерьевна. Сегодня нам предстоит работать вместе. Любой труд должен быть вознагражден. Ваш сегодняшний труд не будет исключением. Самые активные получат сегодня за работу - евро или доллар., у вас есть право выбора. В конце урока произведем расчет.
Учитель:
Все мы собственники, даже если не имеем дачи, машины и приватизированной квартиры. Все мы собственники своего труда и можем продать его тому, кто в нем нуждается. Таким образом, формируется рынок труда, который похож на другие рынки, например, рынок товаров и услуг, но и имеет важные особенности:
Учитель:
Рынок труда имеет несколько отличительных особенностей (слайд №2):
Давайте вспомним их. Предлагаю следующее тестовое задание: вопрос и к нему варианты ответов, вам надо выбрать один правильный ответ на вопрос. Работаете в тетради.
СЛАЙД № 2
1.Cфера устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцами и покупателями
А.Рынок товаров и услуг
Б. рынок земля
В. рынок труда
СЛАЙД № 3
2. Продаются и покупаются
А.работники
Б. услуги труда
В. товары
СЛАЙД № 4
3. Покупателем на рынке труда является
А. работодатель
Б. наемный работник
СЛАЙД № 5
4.Превышение выручки от продажи товаров над общей суммой затрат на их изготовление
А. прибыль
Б. капитал
В. процент
5. Денежная сумма, полученная от покупателей
А. прибыль
Б. выручка от продаж
В. премия
СЛАЙД № 6
6. Количество продукции, которое человек способен изготовить на протяжении определенного периода времени
А. производительность труда
Б. эффективность труда
СЛАЙД №7
7. Продавцом на рынке труда выступает
А.фирма
Б. человек
В.организация
8. Цена услуг труда
А. рента
Б. заработная плата
В. процент
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. И проверьте. СЛАЙД № 8.
- 8 -"5"
- 6-7 -"4"
- 4-5 - "3"
СЛАЙД № 9 (сообщение темы урока)
Тема урока: "Факторы формирования заработной платы".
Учитель: цель нашего сегодняшнего урока - выяснить какие факторы формируют з/п на рынке труда и каковы причины различий в условиях оплаты труда.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Самый распространенный из доходов граждан - заработная плата. Смысл этого термина понятен без труда - речь идет о деньгах, которые платят "за работу".
Какие факторы формируют з/п? Экономисты современности по-разному отвечают на этот вопрос. До сих пор нет единого мнения по этому одному из самых сложных вопросов экономической теории. Обратимся к самым распространенным.
СЛАЙД № 10
1. Факторы формирования з/п:
Выручка за произведенный продукт.
Фирма "Вкусняшка" производит пирожки. После их продажи она получает выручку 100 тысяч рублей. Может ли быть зарплата у рабочих 120 тыс., 100 тыс. руб? НЕТ Почему? Потому что фирма несет производственные затраты.
КАК связана выручка и заработная плата?(За реализованную продукцию продавец получает выручку из которой он платит з/п, поэтому З/П не может быть больше выручки)
Поэтому з/п работника не может быть выше суммы, которую можно выручить на рынке за произведенную продукцию
2. Изменение цен на потребительские товары и услуги.
Если товар пользуется спросом, соответственно на него цена возрастает, а если растет цена, то з/п то же растет. Почему ? Т.к. растет выручка.
3. Производительность труда.
Если цена на продукцию остается на том же уровне, а товар пользуется спросом, на производстве увеличивается производительности труда, чтобы больше произвести продукции и больше ее продать, следовательно з/п будет увеличиваться пропорционально росту производительности труда.
4. Соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Здесь нет места каким либо соображениям справедливости. Условия формирования спроса на различных рынках труда различные. Если бы все работники имели одинаковые способности работы были бы в равной степени привлекательны для них, а рынки труда совершенно конкурентные, то все работники получали абсолютно одну и ту же ставку з/п. Однако работники неоднородны по способностям, уровню образования, подготовке и в результате попадают в неконкурирующие друг с другом группы , а виды работ различаются своей привлекательностью.
Например, относительно небольшое число работников имеет врожденную способность быть нейрохирургами, скрипачами, химиками-исследователями, при этом иметь еще финансовые средства для получения необходимой подготовки. В результате предложение этих видов труда небольшое, а спрос значителен. Поэтому з/п высока. Эти и подобные им группы не конкурируют друг с другом или другими квалифицированными или полуквалифицированными работниками (скрипач не конкурирует с хирургом, продавец со скрипачом).
Что касается привлекательности работы, то этот фактор оказывает серьезное воздействие на величину предложения. Практически во всех цивилизованных странах строители получают большую з/п, чем банковские служащие (строительные работы предполагают грязные руки, боль в спине, несчастные случаи и т.д.; Банковская работа - белый воротничок, приятное окружение и т.д.) Есть виды работ, которые требуют значительного риска. Но очень мало людей, которые хотели бы заниматься изнурительной, неприятной работой или работой, связанной с риском. Они также попадают в неконкурирующие группы и их з/п высока.
Итак, мы выяснили, факторы формирования з/п Назовите мне их.
Проговаривают учащиеся. Записываем в тетрадь.
Часть цели нашего урока достигнута. Перейдем ко второй части и выясним, каковы причины различий в условиях оплаты труда?
СЛАЙД № 12
Посмотрите на слайд.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Что человеку даровала природа, а в последствие сумели развить родители в детстве?
ОТВЕТ: умственные способности
1. Многие психологи считают, что эти способности можно измерить количественно с помощью специальных тестов. Например, в США широко распространено тестирование с целью определения "Коэффициента интеллектуальности" (АЙ КЬЮ) уровень и характер умственных способностей человека определяют его пригодность к обучению и то, какой сложности работу он может выполнять.
2.Образование, которое человек сумел получить.
3. Физические возможности.
Здоровый человек работает больше и лучше, и получает большую плату.
4.Трудовой опыт человека.
Все те знания, умения и навыки, которые человек приобретает после окончания учебы. Чем он больше, тем больше шансов устроиться на работу и получить более высокооплачиваемую работу.
ВЫВОД: чем больше человеческий капитал, тем больше будут платить зарплату работнику.
СЛАЙД № 13
Следующее фото. Посмотрите, какой труд тяжелее? Может ли фактор тяжести труда повлиять на оплату труда? ДА
Тягость труда.
Кто получит больше, исходя из этого фактора?
Грузчик - вахтер
Шахтер - учитель
Наиболее тяжёлым россияне считают труд шахтёра - таковы результаты опроса, проведённого Исследовательским центром портала SuperJob.ru среди 1000 представителей экономически активного населения страны.
СЛАЙД № 14
Степень риска
Спасатель МЧС (землетрясение на Гаити) - секретарь-машинистка
Инкассатор - фотограф
СЛАЙД № 15
Сложность труда
Кардиолог - уборщица
Президент компании - дворецкий
Чем сложнее трудовые обязанности, тем дольше им необходимо обучаться. Чтобы люди на это согласились им надо компенсировать более высокой з/п.
СЛАЙД № 16
Ограниченность талантов.
Цирковой артист - кондуктор автобуса
Скрипач (скрипач - "уникальный товар" в силу естественной редкости таланта и цена этого таланта взмывает до небес).
Скрипачка Ванесса Мэй (Vanessa-Mae Nicholson) возглавила список 100 самых богатых людей в шоу-бизнесе в возрасте до 30 лет, ежегодно составляемый британской газетой Sunday Time, сообщает Reuters.
Газета оценила состояние 27-летней скрипачки - уроженки Сингапура, живущей в Великобритании - в 32 миллиона фунтов стерлингов.
Вопрос.
Уилл Смит самый высокооплачиваемый актер в Голливуде, получил за фильм "Плохие парни" 1 млн. долларов, "Враг государства" - 10 млн. долл. Как вы думаете, почему он так много зарабатывает?
Ответ: в глазах кинопродюсеров он стоит того. Смит владеет редким ресурсом с ограниченным предложением - талантом, незаурядной внешностью, и главное, умение нравиться публике. Люди хотят смотреть фильмы с его участием. Сл-но, звезда кинематографа - это дополнительно проданные билеты в кинотеатрах и огромные прибыли от продажи дисков. Поэтому кинопродюсеры готовы выплачивать ему огромные гонорары, потому что, доходы которые он приносит, гораздо выше его гонораров.
Делаем вывод: человеческий капитал, сложность труда, тягость труда, степень риска, ограниченность талантов.
Задание.
А теперь проверьте себя. Работа в группах (1-2 мин).
Приведите примеры профессий для которых предложенный в задании фактор, определяющий различия в условиях оплаты труда будет определяющим. Каждая группа получает свой фактор. Вы должны привести свои примеры, их количество не ограничено. Перечислите все. Более подробно раскроете только один только один.
Заключение.
Сегодня мы говорили о том, какими факторами определяется формирование з/п. А вообще, зачем человеку она нужна? (для удовлетворения своих потребностей).
Все люди обладают разными способностями, талантами, возможностями. Но, несмотря на это каждый может найти себе свое дело в соответствии со своими желаниями, способностями, возможностями. И в этом выборе каждый из вас будет руководствоваться одним из тех критериев, о которых мы сегодня говорили в ходе урока. Кто-то, несмотря на сложность и тягость труда выберет профессию спасателя МЧС, а кто-то уже сейчас со школьной скамьи может проявить себя как творческую, неординарную личность и в будущем мы увидим его на подмостках сцены. Главное в этом выборе - чтобы работа приносила удовольствие, радость, удовлетворение, и конечно зарплату!!!
А чтобы все это случилось, что вы можете сделать сейчас для этого?(Ответ: поработать над собой и увеличить свой человеческий капитал)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Пар 22, письменный ответ
1. "Кто делает не больше того, за что ему платят, никогда не получит больше того, что он получает"(Элберт Хаббард).
2. "Заработная плата мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии" (Джонни Тиллмон
Приведите примеры профессий, для которых человеческий капитал - главный фактор, определяющий уровень з/п (левая колонка) и для которых не является главным (правая колонка).
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ | |
Приведите примеры профессий, для которых степень риска - главный фактор, определяющий уровень з/п (левая колонка) и для которых не является главным (правая колонка).
СТЕПЕНЬ РИСКА | |
Приведите примеры профессий, для которых тягость труда - главный фактор, определяющий уровень з/п (левая колонка) и для которых не является главным (правая колонка).
ТЯГОСТЬ ТРУДА | |
Приведите примеры профессий, для которых сложность труда - главный фактор, определяющий уровень з/п (левая колонка) и для которых не является главным (правая колонка).
СЛОЖНОСТЬ ТРУДА | |
Приведите примеры профессий, для которых ограниченность талантов - главный фактор, определяющий уровень з/п (левая колонка) и для которых не является главным (правая колонка).
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ТАЛАНТОВ | |