Цель: Совершенствовать навык правописания слов с разделительным Ь знаком.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать основы мыслительной деятельности: память, внимание, воображение, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Развивать навыки языкового анализа.
- Развивать речь.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, презентация, опорная схема.
Ход занятия
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
2. Актуализация опорных знаний
Я - волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква – … (мягкий знак)
Логопед – Что вы знаете о букве Ь?
- Для чего нужен Ь?
- На каком месте в слове может стоять Ь?
- Вспомните слова с Ь на конце слова? В середине?
3. Введение в тему:
1. Наблюдение роли Ь разделительного:
Чтение с доски слогов и слов парами:
- ПЮ – ПЬЮ; ЛЁТ-ЛЬЁТ;
- ЧИ – ЧЬИ; БЁТ – БЬЁТ.
Логопед – В каких случаях вы прочитали слова, а в каких только слог?
- В чем особенность написания этих слов?
- Что случится со словами, если не писать Ь?
- Какую роль играет Ь в этих словах? (Разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом.)
- Когда пишется разделительный Ь?
Демонстрируется опора.
2. Сообщение темы. Запись темы в тетрадь.
4. Работа с презентацией по теме урока.
СЛАЙД №1
Логопед –
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город – сказку
Под названьем мягкий знак.
Итак, в любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты.
Торговая площадь. СЛАЙ№ 2
А встречает нас известный герой м/ф. О себе он говорит:
Друзья, окрою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет,
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
СЛАЙД №3
Логопед – Карлсон желает проверить, кто был самым внимательным и запомнил слова с разделительным Ь, которые встретились в стихотворении (друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье).
1. Задание
Записать слова в тетради, подчеркнуть разделительный Ь двумя чертами, соседние буквы одной чертой.
Логопед – На Торговой площади продаю разные товары.
2. Записать правильно слова, подчеркивая разделительный Ь.
СТУЛЬЯ, ПЕЧЕНЬЕ, УЛЬИ, КОЛЬЕ, ПЕРЬЯ, ПЛАТЬЯ
СЛАЙДЫ №4-9
3. Дифференциация слов с разделительным Ь и в функции смягчения согласного.
Устно.
Логопед – Если я назову слово с разделительным Ь - хлопок руками, а если показатель мягкости – реки вверх.
СКАМЬЯ, ЛЕБЕДЬ, ПЕНЬКИ, ДЕРЕВЬЯ, ТОПОЛЬ, КОЛЬЯ, МЕБЕЛЬ, ВОЛЧЬИ, ЛИСТЬЯ, ДЕНЬКИ
Письменно.
Записать слова в 2 столбика (использовать слова из предыдущего задания).
4. Работа с деформированным предложением:
СЛАЙД №10
Логопед – Мы на улице предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда выходят на прогулку и вместе гуляют, то получается предложение. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение. Подчеркните грамматическую основу.
5. Физминутка для глаз.
Логопед – А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и полюбоваться ночным небом.
(Следят глазами за перемещением предметов)
СЛАЙД №11
6. Развитие навыков словообразования.
СЛАЙД №12
Логопед – Отправляемся дальше и приезжаем в лес, на лесную поляну. Взяли с собой фоторужье, чтобы сфотографировать зверей. Но звери испугались шума мотора и спрятались. Узнайте, чьи это уши, лапы и хвосты.
Запишите словосочетания, выделяя разделительный Ь знак.
Заячьи уши
Медвежья голова
Лисья морда
Волчьи лапы
7. Развитие навыков связной речи.
Составить короткий рассказ, начиная словами:
На лесной поляне….
На высокой сосне….
Под деревом….
За кустами…
8. Рефлексия.
9. Итог. Оценка деятельности.