Разделительный мягкий знак

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: Совершенствовать навык правописания слов с разделительным Ь знаком.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать основы мыслительной деятельности: память, внимание, воображение, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать навыки языкового анализа.
  • Развивать речь.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, презентация, опорная схема.

Ход занятия

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

2. Актуализация опорных знаний

Я - волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква – … (мягкий знак)

Логопед – Что вы знаете о букве Ь?

- Для чего нужен Ь?

- На каком месте в слове может стоять Ь?

- Вспомните слова с Ь на конце слова? В середине?

3. Введение в тему:

1. Наблюдение роли Ь разделительного:

Чтение с доски слогов и слов парами:

  • ПЮ – ПЬЮ; ЛЁТ-ЛЬЁТ;
  • ЧИ – ЧЬИ; БЁТ – БЬЁТ.

Логопед – В каких случаях вы прочитали слова, а в каких только слог?

- В чем особенность написания этих слов?

- Что случится со словами, если не писать Ь?

- Какую роль играет Ь в этих словах? (Разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом.)

- Когда пишется разделительный Ь?

Демонстрируется опора.

2. Сообщение темы. Запись темы в тетрадь.

4. Работа с презентацией по теме урока.

СЛАЙД №1

Логопед

В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город – сказку
Под названьем мягкий знак.

Итак, в любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты.

Торговая площадь. СЛАЙ№ 2

А встречает нас известный герой м/ф. О себе он говорит:

Друзья, окрою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет,
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.

СЛАЙД №3

Логопед – Карлсон желает проверить, кто был самым внимательным и запомнил слова с разделительным Ь, которые встретились в стихотворении (друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье).

1. Задание

Записать слова в тетради, подчеркнуть разделительный Ь двумя чертами, соседние буквы одной чертой.

Логопед – На Торговой площади продаю разные товары.

2. Записать правильно слова, подчеркивая разделительный Ь.

СТУЛЬЯ, ПЕЧЕНЬЕ, УЛЬИ, КОЛЬЕ, ПЕРЬЯ, ПЛАТЬЯ

СЛАЙДЫ №4-9

3. Дифференциация слов с разделительным Ь и в функции смягчения согласного.

Устно.

Логопед – Если я назову слово с разделительным Ь - хлопок руками, а если показатель мягкости – реки вверх.

СКАМЬЯ, ЛЕБЕДЬ, ПЕНЬКИ, ДЕРЕВЬЯ, ТОПОЛЬ, КОЛЬЯ, МЕБЕЛЬ, ВОЛЧЬИ, ЛИСТЬЯ, ДЕНЬКИ

Письменно.

Записать слова в 2 столбика (использовать слова из предыдущего задания).

4. Работа с деформированным предложением:

СЛАЙД №10

Логопед – Мы на улице предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда выходят на прогулку и вместе гуляют, то получается предложение. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение. Подчеркните грамматическую основу.

5. Физминутка для глаз.

Логопед – А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и полюбоваться ночным небом.
(Следят глазами за перемещением предметов)

СЛАЙД №11

6. Развитие навыков словообразования.

СЛАЙД №12

Логопед – Отправляемся дальше и приезжаем в лес, на лесную поляну. Взяли с собой фоторужье, чтобы сфотографировать зверей. Но звери испугались шума мотора и спрятались. Узнайте, чьи это уши, лапы и хвосты.

Запишите словосочетания, выделяя разделительный Ь знак.

Заячьи уши
Медвежья голова
Лисья морда
Волчьи лапы

7. Развитие навыков связной речи.

Составить короткий рассказ, начиная словами:

На лесной поляне….
На высокой сосне….
Под деревом….
За кустами…

8. Рефлексия.

9. Итог. Оценка деятельности.