Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. В настоящие время предъявляются новые, более высокие требования к ребенку, его знаниям, способностям.

Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственного и физического потенциала. На основе мониторинга, проведенного в 2003 году, было выявлено, что 30% детей можно считать условно здоровыми (медицинские показания).

Оздоровительный режим ДОУ построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, а также биоритмического профиля, возрастных различий, эмоционального состояния, с учетом внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.

Оздоровительно-профилактическая работа в ДОУ складывается из проведения утренней гимнастики под музыку, физкультурных занятий, закаливания, фитотерапии (2 раза в год); витаминизации (2 раза в год), дыхательной гимнастики, точечного массажа, полоскания горла водой комнатной температуры.

Особую трудность вызывает у педагогов планирование оздоровительно-профилактических мероприятий во второй половине дня, так как нет специально разработанной методики по проблеме, примерного плана оздоровительно-профилактической работы.

Нами разработаны оздоровительно-профилактические мероприятия, которые можно проводить ежедневно после дневного сна. Под тихую, спокойную музыку идет подъем детей, затем, лежа в кровати, выполняются упражнения для всех групп мышц. Всего разработано восемь комплексов на основе фольклорного материала.

Далее дети выполняют упражнения босиком с использованием нестандартного физкультурного оборудования (сложная дорожка: галька, горох, песок, палочки; дорожка с налипшими пробками от бутылок или пуговицами, солевые дорожки), затем совместно с воспитателем дети выполняют точечный массаж.

Один раз в день проводится полоскание горла водой комнатной температуры под наблюдением воспитателя.

После закаливающих процедур дети занимаются в кружке «Ритмическая гимнастика» (два раза в неделю во второй половине дня).

Осенью и весной проводится фитотерапия. Дети выпивают по 150 г фиточая ежедневно в течение месяца. Затем проводится прием поливитаминов, которые дети получают от воспитателей ежедневно также в течение месяца (под наблюдением старшей медсестры).

В 2004/05 учебном году получены следующие результаты: двигательная активность детей контрольной группы по сравнению с возрастной группой повысилась на 20%, уверенность в себе повысилась на 40%, самооценка улучшилась на 40%. Количество простудных заболеваний уменьшилось на два случая. У детей появился интерес к выполнению физических упражнений и желание заниматься физической культурой, улучшилась их работоспособность.

Приложение.