Тип урока: комбинированный урок
Цель: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы.
Задачи:
- Способствовать развитию информационной культуры учащихся.
- Развивать умения и навыки работы с историческими источниками.
- Способствовать формированию личностного отношения к деятельности исторических личностей, к изучаемым историческим событиям.
- Содействовать воспитанию уважения к истории России.
Основные понятия: «просвещённый абсолютизм», городская дума, Уложенная комиссия.
Персоналии: А.А. Вяземский, А. Орлов, Г. Потёмкин, Н. Панин.
Основные даты: 1762-1796 гг. – годы правления Екатерины II, 1763 г. – реформа Сената, 1767 г. – созыв Уложенной комиссии, 1775 г. – «Учреждение о губерниях» (губернская реформа), 1785 г. – жалованные грамоты дворянству и городам.
Оборудование урока: Учебник В.В. Артёмов «История Отечества», карта «Россия в XVIII веке»; тетради, раздаточный материал (выдержки из исторических источников), портреты деятелей эпохи, мультимедийный проектор.
Основные знания: суть «Манифеста о вольности дворянской», Уложенная комиссия, содержание «Жалованной грамоты дворянству и городам».
Ход урока представлен в виде таблицы.
Литература для преподавателя:
- Альфред Рамбо. “История древней и новой России”, М, 2000.
- Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991.
- Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М., 1991; Симонова Е.В.Поурочные разработки по истории России. 10 класс. Издательство «Экзамен». Екатерина II. Записки; Письмо Екатерины II Потемкину // Вопросы истории. - 1989. - № 7 - 10, 12.
- Валишевский К. Роман императрицы Екатерины II. М., 1994.
- В борьбе за власть. Страницу политической истории России XVIII века. М., 1988.
- Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры. XVIII в. М., 1987.
- Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990 (очерки о Елизавете, Петре III, Екатерине II, Д.И. Фонвизине, Н.И.Новикове).
- Моряков В.И. Политические и социальные идеи консерватизма в «Наказе» Екатерины II // Вестник Москв. Ун-та. Сер.8. История. 1995. М.
- Павленко Н. Екатерина Великая // Родина. - 1995. - № 10 - 11; 1996. - № 1-3, 6, 9 - 10, 12; 1997. - № 1.
- Просвещенный абсолютизм. // Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В.Кириллов. 2-е изд., дополн. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 320 с. - С. 126.
Литература для обучающихся:
- Каменский А.Б.“Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой”. М.,1997.
- Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991.
- Заичкин И.А., Почкаев И.Н. “Русская история от Екатерины Великой до Александра II” М.,1994.
- Екатерина II. Записки; Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1995.
- История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания): Пособие для учителей, учащихся старших классов и абитуриентов Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, А.Г.Колосков, Л.И.Ларина. – М.: ЦГО, 2000.