Урок окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Разделы: Начальная школа

Мною была выбрана мультимедийная структура урока, так как считаю, что именно эта форма наиболее подходит для решения целей и задач урока.

На данном уроке мультимедийные технологии  используются мною при проверке усвоения домашнего задания в графическом диктанте, при объяснении нового материала, при нахождении ответов на вопросы, поставленные перед детьми в «Брейн-ринге», при закреплении нового материала на основе викторины по изученной теме.

Урок проводится в сопровождении презентации, графического диктанта, викторины,  музыкального сопровождения, физкультурной минутки, брейн-ринга. В начале урока через проектор на экран выводится первый слайд урока. Далее, следуя по плану-конспекту урока, каждый этап включает в себя техническое сопровождение.

Принцип действия проекта не сложен при использовании в работе.

Мультимедийный урок даёт детям возможность ощутить радость успеха в проявлении эмоции, имеет воспитывающий характер,  направлен на достижение поставленных целей и задач.

Применяемая мною методика способствует быстрому усвоению детьми нового материала. Она не требует от них специальных усилий, не вызывает у учащихся отрицательных эмоций в течение всего урока; способствует превращению процесса  обучения в игру, улучшению техники осознанного и быстрого чтения; активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес; ставит перед детьми задачи поискового характера; приучает к самостоятельному усвоению нового материала; способствует воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Необходимые ресурсы, материалы:

Программное обеспечение

1. Power  Point  из Microsoft Office 2003
2. Microsoft Windows Media  с набором аудио  кодеков   mp 3

Устройства

1. Компьютер
2. Проектор, экран для проектора.
3.Аккустические колонки.

Цели:

• сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время;
  • учить анализировать, делать выводы;
  • воспитывать в детях чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину; бережное отношение к истории своей страны.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

II. Проверка домашнего задания

1. Проверка заданий на стр. 146.

2. Индивидуальная работа:

Карточка 1. Какие героические страницы Великой Отечественной войны тебе известны?

Карточка 2. Какие российские города получили звание «город-герой»?

3. Блиц опрос (графический диктант Приложение 1)

– Когда началась Вторая мировая война? (1939 год.)
– Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 г.)
– Сколько городов получили звание «город-герой»? (7.)
– Назовите их. (Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула.)
– Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.)
– Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)
– Когда советская армия перешла в наступление? (1942 год.)
– Когда разгорелось сражение под Курском? (Летом 1943 года.)
– Когда    территория    Советского    Союза    была    полностью освобождена от захватчиков? (1944 год.)
– Когда начался штурм Берлина? (В апреле 1945 года.)
– Кто им руководил? (Г.К. Жуков.)
– Какой день стал Днем Победы? (9 мая.)
– Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (Свыше 27 миллионов.)
– Молодцы, вы хорошо подготовились дома, поэтому вопросы не вызвали у вас затруднений.

III. Работа над новой темой

–  Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин.)
–  Когда Гагарин совершил свой первый полет? (12 апреля 1961 г.)

Слово учителя (речь учителя сопровождается презентацией – Приложение 2)

Широко известны достижения американцев в космосе. И все же первым шагнул в просторы Вселенной Советский Союз. Было это в 50-е годы, когда наша страна еще не успела залечить раны, нанесенные войной с фашизмом: восстановить города и села, наладить достаточное производство продуктов питания и других товаров. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет. чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чем-то их обогнать.

Однако 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Вслед за первым спутником были запущены второй с собакой лайкой, потом третий – с разными приборами для изучения атмосферы Земли и солнечного излучения. В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую-то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионных передач, спутники-разведчики.

А 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. Другим первооткрывателем-космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос. Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.

Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 года на околоземной орбите находилась станция «Мир». Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 года эта станция была затоплена в океане.

В 70-80-е годы Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Условия жизни людей в нашей стране оказались гораздо хуже, чем у ряда других народов мира. Но, несмотря на это, газеты и журналы были заполнены сообщениями о новых трудовых победах.

Начиная с 1985 года прилагаются усилия исправить допущенные ошибки. Открыто, на весь мир, было сказано о нашем тяжелом положении. В большинстве стран к нашим переменам отнеслись с сочувствием и пониманием. Однако жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства, между ними возникли разногласия. В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование.

– Прочитайте текст на стр. 147-149 учебника.

IV. Физкультминутка

Мы грибочки собирали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой. Вот так
А сейчас мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

V. Закрепление изученного

1. Брейн-ринг (Приложение 3)

– Под каким знаком шла послевоенная история? (Борьбы за мир.)
– Какое событие произошло в 1957 году? (На орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.)
– Кто и когда первым побывал в космосе? (12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин.)
– Как назывался его космический корабль? (Восток.)
– Какие события произошли к 70-м годам? (Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры.)
– Что стало особенно цениться? (Образование.)
– Назовите новые постройки. (На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская.)
– Какие велись разработки природных ископаемых? (Добыча нефти и газа в Западной Сибири.)
– Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду.)
– С какими трудностями столкнулась экономика? (В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди.)
– Что произошло в 1991 году? (Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.)
– Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия.)

2. Викторина (Приложение 4)

VI. Домашнее задание

• Стр.147-149.
  • Ответить на вопросы на стр. 150.
  • Подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страницы истории Отечества».