Разделительный Ь и Ъ знаки (сопоставление)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • решить орфографическую задачу: как выбрать из двух разделительных знаков нужный?
  • развивать умение сравнивать и различать слова с ь и ъ разделительными знаками;
  • обогащать словарный запас учащихся , работать над развитием речи;
  • воспитывать чувство дружбы и товарищества, доверительное отношение между учащимися и учителем.

Оборудование:

  • карточки для самостоятельной работы,
  • таблица-памятка,
  • мультимедийный проэктор, магнитофон,
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.

II. Формирование темы и целеполагание.

На доске: “Друз•я, учен•е нас об•единяет!” (Слайд 1.)

– Не подскажете ли тему урока? Встречалась ли вам раньше эта тема? Что вы знаете про разделительные ъ и ь знаки? Что у них общего?

Д. Он разделяет буквы согласного звука и гласного. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю , я и.

– Кто может рассказать про ъ?

Д. Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я.

– А какие цели поставим на уроке? Над чем будем работать? Проблемная задача: как отличить разделительные ъ и ь ?

Д. Закрепить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ним.

Вывод. Разделительные ъ и ь не допускают слияния гласного и согласного. Ъ знак, как пограничник, не уйдет со своего поста. Ь знак– добрый, мягкий по характеру, может быть в любом месте, но они делают одну и ту же работу.

III. Актуализация опорных знаний, реализация целей.

1 . Чистописание

– определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Они не обозначают звука. Какие эти буквы? В каких словах они присутствуют? (ь,ъ)

– определите порядок следования букв в данном ряду:

ъуоь уоьъ оьъу ьъуо

(В этом ряду чередуются 4 строчные буквы: ъ, ь, у, о. Первая буква в каждой очередной ячейке данного ряда становится последней).

– Напишите ряд букв в указанной последовательности до конца строчки.

2. Разбор слов по составу (друзья, ученье, объединяет.) Запись этого предложения.

– Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Кто скажет, почему? (Обращение). К вам обращаются, как бы делают паузу, чтобы вы задумались.

3. Работа над деформированным текстом.

Для вас я придумала еще одно задание. Сформулируйте задание к упражнению самостоятельно. Как думаете, что вы должны делать? (Слайд 2.)

толк Говорит барану…:
друзья – Ну какой от дружбы … ?
нельзя Если мы с тобой… ,
волк Значит, съесть тебя…!

– Какие правила должен знать автор, чтобы написать поэтический текст? (Рифму – созвучие слов в строчках.)
– Что у вас получилось? Назовите рифмующиеся звуки.
– Какие слова подходят к нашей теме?

Подберите однокоренные слова к слову друзья. (Друг, дружеский, подруга, недруг, дружить, дружба). Назовите корень.

Происхождение слова нельзя произошло от слова “льзя”, что означало можно.

– Почему не могут дружить волк и баран? Как в жизни выбирать себе друга? Кого вы считаете настоящим другом?

Вывод.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку
(С. Михалков).

3. Фонетическая разминка.

Коля забивал колья.

Я сел и огурец съел.

Девочкам предлагаю 1-е предложение, а мальчикам – 2-е предложение.

Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание? Чем они отличаются? (Произношением, написанием, значением). Напишите подчеркнутые слова в транскрипции.

Сел – [с'эл] – 3б.,3 зв.
Съел – [сйэл] – 4б.,4зв.
Коля – [Кол'а] – 4б.,4 зв.
колья[кол'йа] – 5б,5зв.

Как же так? Молодцы!

4. Физкультминутка. (Ритмические упражнения). Наверное, подустали. Сейчас я проверяю ваше внимание в другой форме.

5. Загадка:

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна – Слайд 3.)

Внимательно прочитайте и исправьте ошибки. Сможете ли вы решать орфографическую задачу? Выделите корни и приставки. Подчеркните орфограмму. Сколько ошибок у вас получилось?

(Слайд 4.)

  1. Грустит обезьяна
    За прутями клетки.
    Пустите её
    Покачаться на ветке.
     
  2. Волк ужасно разъярён,
    Сесть ежа не может он
    Еж, хотя он и съедобен:
    Для седенья неудобен:
    Сежась, выставил иголки-
    Объегорил злого волка.

(Дети работают на карточках.)

5. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант. Я диктую, а вы в тетрадях пишете только ъ или ь знаки.

Объявил, полозья, съезд, объяснил, объедки, льет.

Ответ: ъ, ь, ъ, ъ, ъ, ь. (Проверяем хлопками.)

6.Работа над фразеологизмами, многозначными словами. (В картинках – Слайд 5.)

Разбираться как свинья в апельсинах (ни в чем не разбираться)

Какое слово нас интересует? (Свинья.) Почему? В словах разбираться и апельсинах ь тоже есть. Как вы понимаете значение этого выражения?

Подложить свинью. (Плохо поступить, навредить.) Настоящие друзья могут так поступить?

Многозначные слова: кистьСлайд 6. (Руки, винограда, художника). Измените слово так, ь-показатель мягкости замените разделительным. Как это можно сделать?

Чем? Кистью (в Т.п.)

Лисички (грибы ,звери).

Измените слово так, чтобы появилась интересующая нас орфограмма. (Указываем на принадлежность.)

Чьи? Лисьи.

6. Реши кроссворд: (Слайд 7.)

  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
  2. Снежная буря.
  3. Место, где въезжают.
  4. Место в пути, где дорога поднимается вверх.
  5. Кондитерское изделие.
  6. Лепешки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
  7. То же, что и укол.
  8. Миллион задачек сразу, мне решит помощник мой.
  9. Он с одним огромным глазом и с огромной головой.
  10. Мать, отец, дети.
  11. …..дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
  12. Домики для пчел.
  13. Воспаление наружной оболочки глаза.
  14. ….стрекоза, лето красное пропела.

8. Самостоятельная работа (в группах).

Отталкиваясь от темы урока, составьте для других групп задания (вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, корень и приставку).

Итоги.

– Смогли ли мы достичь поставленной цели.
– Мне кажется, что все вы “Друзья мягкого и твердого знаков”.
– Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.