Цели:
- познакомить с образованием числа 7 путём прибавления 1 к числу 6 как следующего числа;
- помочь усвоить состав числа 7;
- формировать умение сравнивать числа с помощью числового отрезка;
- научиться писать цифру 7;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- наборное полотно;
- рисунки с изображением деревьев;
- 3 листа ватмана;
- предметные картинки;
- карточки с цифрами 1-7.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Повторение
– А теперь представим на миг, что мы
переносимся в осенний сказочный лес. (Звучит
музыка Чайковского «Времена года». На фоне текст
учителя)
Что-то грустное и прощальное слышится в осеннем
лесу. Чист и прозрачен воздух, прозрачна река.
Тихо в лесу, шелестит под ногами опавшая листва.
Мы спешим в гости. Но куда, догадайтесь сами.
Отгадайте загадку:
Русские красавицы
Стоят на поляне
В жёлтых кофточках,
В белых сарафанчиках? (Берёзы)
Ждут нас белоствольные берёзы в своей роще. Очень хотят, чтобы мы поиграли, подышали свежим воздухом.
III. Игра «Пересадки»
- Какое число при счёте предшествует числу 7?
- Следует за числом 6?
- Сколько надо прибавить к 2,чтобы получить 3?
- Что значит «прибавить 1»? (назвать следующее число)
- Сколько надо отнять от 6, чтобы получить 5?
- Что значит «отнять 1»? (назвать предыдущее число)
- Назови соседей числа 6? (5 и 7)
- Какое число больше (5 или 6)
- Назови следующее число за числом 6?
- Как получается следующее число? А предыдущее?
Займите все свои места.
IV. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока
Пока мы с вами играли, ветер раздул числа, порядок в ряду нарушился. Давайте восстановим его.
К доске…
– Что вы можете рассказать о числе 7? (Является
предыдущим числа 6, следующим за числом 6, на
1>,чем 6, стоит справа от 6,слева от 8)
Порядок установили, и на нас золотым дождем посыпались листья. Петя решил собрать их. Он слышал, как мы нашли место для числа 7, и просит помочь ответить на вопросы:
- Сколько листьев у него в одной руке? (6)
- Сколько в другой? (1)
- Сколько в обеих руках у него листьев?
- Составьте выражение к рисунку: 6 +
- Запишем числовое выражение 6+1 в раб. тетрадь (с.37, №1)
- Какое число будет значением этого выражения? (7, потому что если к 6+1, то получим следующее по счету число, а следующим по счёту числом после 6 будет 7)
Золотым ковром раскинулись листья по земле.
– Сколько листьев надо нарисовать на последней
карточке?
Число 7 запишем точками (карточка)
- Сколько всего листочков? (7)
- Какой по счёту последний листок? (Cедьмой)
– Пройдёмся по дорожкам и соберём листья для урока технологии.
– Рассмотрим 1 рис. Дайте общее название (Листья)
– Подсчитаем количество всех листьев. (7 – это
целое число всех листьев)
– Рассказать, на какие группы можно разделить
целое? (На 1 и 6, на 6 и 1)
– Чему равна каждая часть?
– Назвать 1 часть, назвать 2 часть.
– Запишем числовые выражения, как получили 7?
1 + 6 = 7 6 + 1 = 7
– Рассмотрим 2 рис. Назовите целое. (7)
– По какому признаку можно разбить целое на
части?
– Сколько листьев в 1 части? (2)
– Во второй части? (5)
– Запишем числовые выражения на доске
2 + 5 = 7 5 + 2 = 7
– Рассмотрим 3 рис. Назовите целое (7).
Сколько всего листьев?
– Назовите 1 часть?
– 2 часть?
– Запишем числовое выражение на доске: 3 + 3 = 6
– Повторим, как можно получить /составить/ 7. (1 +
6, 6 + 1; 2 + 5, 5 + 2; 3 + 4)
ЗАПОМНИТЕ!
Р/ уч. |
– Как вы думаете, какое число хочет познакомиться и погулять вместе с нами? (Число 7)
– Чему будем учиться на уроке? (Писать число 7, выполнять задания с числом 7)
Число 7 очень хочет, чтобы его тоже можно было записывать знаком-цифрой |
– Отправляемся в гости к учебнику. С. 76.
Нашли зелёный квадратик внизу, читаем текст
(вместе со мной).
– Рассмотрим цифру. На что похожа? Прочитаем
стихотворение Маршака о том, какой ему
представлялась цифра 7.
– Вы согласны с С.Я.Маршаком?
Послушаем ещё стихи о 7.
У кого одна нога,
Да и та без башмака.
Семь точно острая коса,
Коси коса, пока остра.
V. Первичное закрепление изученного
Р/т. зад.2 с. 37. (показать написание цифры 7)
1 строка – Как продолжить 1 ряд?
2 строка – Найдите закономерность? (1
число увеличивается на 1, 2 ост. таким же.)
17
27 37 47 57 67
3 строка – Как продолжим? (1 число
оставим таким же, 2 уменьшим на 1)
77
76 75 74
73 72
– Отдохните.
Физкультминутка
Число 7 часто встречается в пословицах и поговорках. Кто может вспомнить?
- Семь бед – один ответ.
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Один с сошкой, семеро с ложкой.
- Неделя состоит из 7 дней, в музыке 7 нот, 7 цветов радуги.
– Кто сможет назвать сказки, в которых встречается это число?
- «Волк и 7 козлят».
- «Белоснежка и 7 гномов».
- «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях».
– Продолжаем наше путешествие и попадаем в гости к … (осине)
Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)
Корой молодых осинок кормятся зайцы-беляки
поздней осенью и зимой. Горькую кору гложут лоси.
У осины самый поздний листопад.
Осинка приготовила для вас задание, но боится,
что могла допустить ошибку.
Прочитайте неравенства и проверьте, верно ли
сделала задание осинка.
1 < 7 7 < 6 2 < 7 7 > 5 7 > 3
7 – следующее число за числом 6, оно стоит
правее числа 6.
6 – предыдущее число, стоит перед 7, левее 7 > 6.
– Запишите это неравенство в р.т. с. 37, №3
– Осинка благодарит вас и прощается. А мы идём
дальше по дорожке и попадаем к:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябины)
Рябина дарит вам ягоды-плоды. Эти маленькие
яблочки богаты витаминами. Из ягод варят варенье,
начинки для конфет. Рябина может сохранить
урожай картофеля от порчи: листья мелко нарубают
и пересыпают ими картофель.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, а
если мало – то осень сухая.
VI. Работа в группах
Поработаем в группах. Каждая группа будет
собирать ягоды и делить на части.
К рисунку записать по 4 числовых равенства.
I ряд – 1 рисунок
II ряд – 2 рис.
III ряд – 3 рис.
Каждому ряду (группе) выдаю по альбомному листу. Прежде чем записать числа, подумайте, на какие части нужно разделить целое?
Для образца снова обращаюсь к заданиям с листочками.
Проверка. Альбомные листы на доску, если
согласны – зелёный сигнал, не согласны –
красный.
Плодов набрали. Можно и отдохнуть. Поиграем. Игра
называется «Белка и грибы».
Белочка на зиму делает запасы грибов.
В одном дупле белочка никогда не хранит свои
запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла.
Она каждый день сушила по 7 белых грибов и
раскладывала их в 2 дупла:
Как она их раскладывала?
Полоски выдать.
– Запишите в 1 ряд все числа по порядку меньше 7,
во 2 ряд от 6 до 1 (в обратном порядке)
– А теперь устно сложите числа первого ряда и
числа 2 ряда.
– Что заметили?
– Сколько примеров вы должны запомнить?
– Почему?
VII. Самостоятельная работа № 8, с. 77.
VIII. Итог
– Чему учились на уроке?