Путешествие по стране Геометрии. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить с головоломкой “Кубик Рубика”, закрепить навыки счета в пределах 9, умение находить взаимосвязь между частью и целым;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать;
  • воспитывать дружеское отношение, чувство взаимовыручки.

Оборудование:

  • кубик Рубика;
  • транспоранты с геометрическими фигурами;
  • медаль победителю;
  • счетные палочки, цифровой веер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
А необычный наш урок
Начнем с знакомых нам имен.

II. Беседа-вступление.

Ребята, сегодня нас приглашают в гости в стране Геометрии король Точка и его дочь принцесса Прямая, но чтобы нам не было стыдно перед гостями, повторим ранее изученное.

III. Повторение.

1.

– На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры?

– Какие равенства можно составить?

2 +7 – по размеру

1 + 8 – 0по настроению

4 + 5 – форме

3 + 6 – по цвету

– Чему равно целое? (9)

– Что вы заметили? (мы повторили состав числа 9)

– Что вы знаете о числе 9?

– Как вы понимаете выражение за тридевять земель?

2. Какие события нас ожидают в стране Геометрии, узнаем, отгадав кроссворд короля.

1) Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером. Самая маленькая геометрическая фигура. (Тточка.)

2) Фигура, которая имеет начало, но нет конца. (Луч.)

3) Фигура, ограниченная двумя точками. Имеет начало и конец. (Отрезок.)

4) Многоугольник – эта замкнутая…(Ломаная.)

5) Какой линией можно соединить 3 точки? (Кривой.)

6) Что это за фигура: 3 стороны, 3 угла, 3 вершины. (Треугольник)

Задумал король выдать принцессу замуж за доблестного рыцаря. Объявил он большой рыцарский турнир. Собралось на турнире много геометричкских фигур. Съехалось на этот турнир много рыцарей из разных соседних арифметических и буквенных княжеств.

Оздоровительная минутка.

IV. Актуализация знаний.

1) Житель Геометрии – Отрезок задумался и решил победить на турнире.

– На какие 3 группы можно разделить эти фигуры?

– Назовите отрезки, лучи, прямые.

2)

 На помощь Отрезку пришли его друзья. Соединились они все вместе и получился отличный мостик. Посмотрел король Точка на этот мостик и сказал: “Вот какая интересная линия получилась!”

– Какая же линия получилась? (Ломаная.)

– Что вы знаете о ломаной? (Замкнутые и незамкнутые.)

– А как называются отрезки в ломаной? (Звенья.)

– Из скольких звеньев состоит данная ломаная? (8)

МОЛОДЦЫ!!!

3) Физкультминутка. (Под музыку.)

4) Претендовали на руку и сердце принцессы и Многоугольники.

– Как называется этот многоугольник?

– Сколько всего треугольников?

Житель Геометрии увидел себя в зеркале таким:

В зеркале Таким он выглядит

V. Постановка проблемы. Открытие нового.

Но тут распахнулась дверь и в зал вбежала фигура. А какая? Вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка: Как ни верти, все стороны равны. (Куб.)

– Знакомство с кубиком Рубика.

– Рассматривание граней (сторон).

Кубик Рубика – одна из замечательных головоломок. Его создал венгерский инженер, преподаватель из архитектуры, знаменитый Эрнэ Рубик. Он придумал эту игру, чтобы развивать пространственное мышление у своих студентов. Приводить головоломку в исходное состояние, после того, как было запутано, непосильно многим.

– Как вы думаете, а можем ли мы придумать какие-нибудь задания с гранью кубика Рубика?

– Работа по учебнику.

№ 1, с. 34 (по учебнику Л. Г. Петерсон)

– Рассмотрите грань кубика. Что можете сказать? Какое задание нужно выполнить? (Грань кубика разбита на 2 части по цвету – красная и синяя, нужно составить буквенные равенства, используя рисунок.)

В – вся грань(целое)

№ 2, с.34

– Объясните, почему к первому рисунку составили данное выражение? (6 клеток желтого цвета и 3 клетки зеленого цвета.)

– Сколько всего клеток содержит одна грань кубика? (9)

– Составьте к каждому рисунку выражение. (Проверка.)

– Какая фигура лишняя? (Круг.)

Эта фигура тоже хотела поучаствовать на турнире, но ей отказали. Почему, наверное, догадались! Но круг знает себе цену, потому что конструкторы, инженеры, архитекторы не могут обходиться без этой фигуры. Но король предлагает нам нарисовать 6 кругов в тетради и превращать их в сказочных героев. В какой сказке 6 героев? (“Репка”)

 

– Чему учит эта сказка? (Дружная работа, взаимовыручка.)

А сейчас мы с вами будем конструкторами. Нужно сконструировать дом.

– Переложите 1 палочку так, чтобы дом смотрел в другую сторону.

VII. Итог. Кто же победил на турнире? Кого же выбрала принцесса? Вы можете отгадать, посмотрев на эту награду. 

Все были удивлены силе маленького отрезка.

– Почему прямая выбрала Отрезка? (Отрезок – часть прямой.)

Они, взявшись за руки, ушли вдаль, пока снова не стали точками. Все жители Геометрии благодарят вас, ребята, что вы хорошо их знаете. Если у кого-то что-то не получилось, не огорчайтесь, ведь есть пословица: “Прожить жизнь без ошибок нельзя. Даже на солнце есть пятна”. Придя домой, поделитесь своими впечатлениями с родителями. Есть пословица: “Человек в беде спешит к родителям, а птица – к гнезду”.