Общеизвестно: в дошкольный период детства развиваются многие психические свойства человека, качества его личности. Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как твой воспитанник уже взрослый. Что доброго он вынесет из детства, зависит от нас – педагогов. Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Лучше всего делать это через культуру и красоту, пропуская их через свою душу и сердце к душе ребенка. Культура, впитанная с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она пропитывает его нервную систему и руководит его поступками. Необходимо окружить дошкольников красотой
Искусство воздействует на разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды, является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Развитие речи детей на материале живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в образ. Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных видов текстов: описания или рассматривания пейзажей и натюрмортов, рассуждения, комментирования.
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Уверена: развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий её основами, быстро наладит контакты даже в незнакомом обществе. Мои многолетние наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Ребенок впитывает в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и на улице, а также речь, которую он слышит в рекламных роликах и современных мультфильмах. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи. Как поправить сложившуюся ситуацию? Один из методов - воздействовать на чувства и эмоции детей посредством знакомства с живописью, побуждая детей описывать сюжет картины, рассказывать, беседовать. Немаловажную роль играет знакомство с творчеством живописцев, историей написания некоторых полотен.
Цель: формирование патриотических чувств у детей посредством знакомства с жанровой военной живописью.
Задачи:
- расширять представления детей об истории нашего государства;
- формировать более полные, точные представления о солдатах военной поры;
- развивать эмоционально-положительное, действенное отношение к фронтовикам;
- познакомить детей с военной живописью и художниками, создавшими её;
- вызвать у детей ответное чувство сопереживания.
Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей на экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне; чтение художественных произведений о войне: Л.Кассиля «Сестра» (из книги «Твои защитники»), А. Митяева «Землянка»; участие в конкурсе чтецов, праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы; встреча с ветеранами.
Материал:слайды картин (Приложение 1)
- Плакат «Родина-Мать зовет»;
- К.Ф.Юон «Парад на Красной площади в Москве 7.11.1941 года»;
- М.А.Савицкий «Поле»;
- В.К.Дмитриевский «Сталинградская переправа в 1942 году»;
- А.А.Дейнека «Оборона Севастополя»;
- П.А.Кривоногов «На Курской дуге»;
- Б.М.Неменский «Машенька. Сестры наши»;
- В.В.Уроднич «Хлеб»;
- П.А.Кривоногов «Победа».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучат мелодии военных лет, дети входят в зал, рассаживаются перед экраном.
(Приложение 2, рисунок 1)
Воспитатель:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.К.Симонов
65 лет прошло, но люди старшего поколения до сих пор помнят те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда радио передало страшное сообщение: «Германия вероломно напала на нашу Родину!». Враг напал на нашу страну внезапно, ранним утром, когда люди еще спали. Полчища немецких самолетов и танков вторглись на русскую землю, начали бомбить и сжигать все на своем пути. Уже через несколько дней на улицах русских городов появился плакат «Родина Мать зовет», мужчины разного возраста стали записываться в армию, идущую на фронт. Началась Великая Отечественная война.
– Ребята, как вы понимаете слово «Родина»?
(Приложение 2, рисунок 2) В своей картине «Парад на Красной площади в Москве» художник К.Ф.Юон изобразил русских ополченцев, уходящих на фронт. К этому времени немецкие войска уже стояли под Москвой. И тогда было принято решение провести парад на Красной площади, с которого войска сразу отправлялись в бой. Мы не видим лица солдат, но по их стройным рядам мы чувствуем их уверенность и решительность.
– Как вы думаете, с каким чувством солдаты шли на фронт?
Конечно, они верили в победу. Пока она была далека, но неизбежна. Мы видим их только со спины, но так как они идут, уверенно чеканя шаг, мы можем сделать вывод, что победа будет за нами.
(Приложение 2, рисунок 3) Картина «Поле» художника Савицкого показывает нам, каким страшным противостоянием была война. Именно цветовой гаммой художник подчеркивает это противостояние темных и светлых сил, врагов и защитников. Художник расположил действующих лиц в пшеничное поле, подчеркивая контраст между местом действия и самим действием.
(Приложение 2, рисунок 4) Еще до войны в стране была образована студия военных художников, которая отображала в своих работах летопись войны. Художники студии находились на фронте, делали зарисовки во время боев, в окопах, под пулями. Впоследствии по таким рисункам и эскизам перед нами предстали события этой войны. Одним из таких художников был В.К. Дмитриевский. Этот художник много рисовал о войне, посмотрите его картину «Сталинградская переправа». Сражения под Сталинградом были наиболее кровопролитными и долгими, немцам никак не удавалось захватить город, настолько стойкими оказались защитники. Мы видим на картине, как войска переправляются через реку, идет бой, есть убитые и раненые, но переправа продолжается. На плотах перевозят пушки и солдат. Обратите внимание на лица воинов, они решительны и храбры. На дальнем берегу город в сплошной пелене дыма и огня. Невзирая на смертельную опасность, солдаты покидают спокойный берег, отправляясь навстречу смерти.
– Какими были наши солдаты?
(Приложение 2, рисунок 5) Следующая картина тоже посвящена Севастополю. «Оборона Севастополя» художника А.А. Дейнека. На холсте изображен один из эпизодов героических боев, рукопашная битва на берегу моря. Мы видим моряков, неистово ведущих бой с фашистами. Даже раненые моряки продолжают борьбу, до последнего вздоха. Небо темное и грозное от дыма и взрывов подчеркивает трагизм боя.
(Приложение 2, рисунок 6) Тяжелые бои вели наши войска не только в Севастополе. На этой картине мы видим поле боя под городом Курск. Написал ее художник П.А. Кривоногов «На Курской дуге». Почти всю войну художник провел на фронте, в окопах, среди солдат, он сделал сотни рисунков, набросков, зарисовок. На картине «На Курской дуге» мы видим последствия боя, закат освещает гитлеровские подбитые танки, тела погибших. Только рожь колышется над полем. В этой битве принимали участие более 1000 танков с обеих сторон. Бой был жестоким не все ушли живыми. Честь им и слава!
– Мы знаем, что большинство мужского населения было на фронте, а кто изготавливал в тылу снаряды, пушки, самолеты для нашей армии?
– Скажите, а были ли на фронте женщины?
(Приложение 2, рисунок 7) Вы правы, женщины служили радистками, медсестрами, поварами, врачами, разведчицами. Одну из таких медсестер в своей картине изобразил художник Б.М. Неменский «Машенька. Сестры наши». Керосиновая лампа скупо освещает угол стола и сидящую молоденькую девушку. Кончается беспокойная ночь, за окном светает. Утренний свет помогает рассмотреть раненых, рядом, закутавшись в телогрейку, дремлет вторая медсестра. Можно только догадаться, сколько физических и духовных сил, сколько мужества потребовало ночное дежурство от этой юной девушки. Как вы думаете, о чем она думает сейчас, что вспоминает? О чем мечтает? Всмотритесь в ее спокойное, усталое лицо, впереди новый день войны.
– Как вы понимаете слово «подвиг»? Как мы называем солдат, совершивших подвиги? Есть ли в нашем городе улицы, названные в честь героев?
(Приложение 2, рисунок 8) Уверенность фронтовикам придавал тыл, наши деревни и уцелевшие города. Посмотрите на эту картину. Ранняя весна. У села остановилась военная часть. Танкисты и пехотинцы в маскировочных халатах принимают от колхозников хлеб – соль. Картина так и называется «Хлеб» художника В.В. Уроднича. Простые жители всегда с уважением относились к солдатам, отдавали им последнее. Солдаты с теплотой и радостью встречаются с жителями деревни, они горды своим оружием и мощью танков.
– Что такое «Победа»? Какие чувства испытывали солдаты, дошедшие до Берлина, дожившие до победы, как вы думаете?
(Приложение 2, рисунок 9) Художник Петр Кривоногов задумал написать картину о Победе еще во время войны. Он, как и другие художники, провел много дней на фронте, делая зарисовки и эскизы. Три года он трудился над полотном «Победа». Художник дает нам возможность увидеть праздник Победы изнутри, рассмотреть ликующих солдат поодиночке. Мы видим, как радуются все, нет усталости на лицах людей, радость, торжество и ожидание возвращения домой!
– Сегодня мы увидели и узнали о труде необычных солдат – художников, своими картинами рассказавших нам о той далекой войне.
Воспитатель приглашает детей еще раз рассмотреть картины военных художников, расположенных на мольбертах. Дети делятся своими впечатлениями.