Пояснительная записка
Игра-занятие входит в цикл занятий по ПДД (образовательная область «Безопасность») и составлено с учётом программы «Светофор» (автор Данилова Т.И., СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009) для детей подготовительной к школе группы.
В качестве предварительной работы проводятся экскурсии к пешеходному перекрёстку с целью ознакомления детей с работой светофора, а также с правилами перехода улицы по пешеходному переходу.
С целью повышения занимательности игры-занятия введён хорошо знакомый детям литературный персонаж – Торопыжка (книга С. Волковой «Про правила дорожного движения»).
На занятии использованы такие элементы здоровье сберегающей технологии Базарного В.Ф., как
- вертушка,
- «волшебный лучик»,
- массажные коврики.
В ходе проведения игр-занятий по ПДД необходимо уделять особое внимание формированию у детей навыков ориентировки в пространстве с целью воспитания быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Макет жилого микрорайона как нельзя лучше способствует реализации данной задачи.
В структуру игры-занятия включён момент использования ТСО – фильм «Дорожные приключения», снятый Ленинградским телевидением по заказу Госавтоинспекции. Элементы театрализованной подачи материала способствуют наилучшему восприятию информации детьми старшего дошкольного возраста.
Данный фильм состоит из 9 частей, тематика которых отражает правила безопасного поведения не только для пешеходов, но и пассажиров общественного транспорта. Продолжительность каждого сюжета не превышает 5 минут, что соответствует нормам СанПина и позволяет включать их в ход игр-занятий отдельными структурными элементами.
Программное содержание:
- закрепить знания детей о правилах перехода улицы через проезжую часть.
- углублять знания детей о дорожных знаках: предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных;
- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому человеку.
Предварительная работа: экскурсии к пешеходному перекрёстку с целью ознакомления детей с работой светофора, а также с правилами перехода улицы по пешеходному переходу.
Материалы и оборудование:
- игрушки: кукла мальчик Торопыжка;
- иллюстративный материал: дорожные знаки (формат А4) «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Движение велосипедистов запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Дети»; иллюстрации к стихотворению С. Волкова «Про Правила дорожного движения»;
- оборудование: лазерная указка, коврики и вертушка (методика Базарного В.Ф.), макет улицы, видеоаппаратура, видеозапись «Дорожные приключения»: часть 1, магнитная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Педагог сообщает детям, что к ним в гости пришёл мальчик Торопыжка. (показывает игрушку). Только почему же его так зовут? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель продолжает знакомить детей с гостем:
«Перед вами – Торопыжка,
Сорванец и шалунишка!
Он весёлый, озорной,
Непоседливый, смешной.
Всем хорош, но вот беда –
Он торопится всегда!»
– Послушайте, ребята, какая история произошла однажды с этим мальчиком. Слушайте внимательно и постарайтесь глазками на вертушке найти рисунки, в которых отражено то, о чём пойдёт речь в этом стихотворении.
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения С. Волкова «Про правила дорожного движения», дети находят соответствующие картинки на вертушке.
Сидел дома Торопыжка
И смотрел картинки в книжке.
Тут вдруг Машенька звонит,
Торопыжке говорит:
«У меня сегодня праздник, Мама торт мне испекла,
Мне исполнилось шесть лет. Я друзей всех позвала.
Приглашаю тебя в гости Торопыжка, приходи,
К нам на праздничный обед! Не забудь – начало в три!»
Нарядился Торопыжка,
Надел новые штанишки.
И на день рожденья к Маше
Он отправился скорей,
Чтобы Машеньку поздравить
Самым первым из друзей!
Вот на улицу вприпрыжку Растерялся Торопыжка:
Выбегает Торопыжка. Как по улице пройти?
По асфальту шуршат шины – Пешеходы и машины
Едут разные машины. У мальчишки на пути
II. Сообщение темы и цели занятия
– Ребята, а кого называют пешеходами? (Ответы детей). Но ведь по улицам города в разных направлениях передвигаются люди не только пешком, но и на различных транспортных средствах. Скажите, как называют людей, которые управляют этими транспортными средствами? (Водителями)
– Если людей, сидящих за рулём автобусов, троллейбусов, легковых автомобилей называют водителями, то тогда как называют людей, которых они перевозят? (Пассажирами)
– Значит, как только наш Торопыжка вышел из дома, он стал пешеходом. Только кажется мне, что с правилами для пешеходов Торопыжка совсем не знаком, а так ведь и до беды не далеко. Давайте поможем Торопыжке добраться до Машиного дома без приключений и познакомим его с правилами безопасного перехода через проезжую часть улицы. Согласны?
III. Основная часть
Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет улицы, найти на нём Машин дом и дом Торопыжки.
1) Работа с макетом улицы
– Для начала, давайте подойдём к макету одного из строящихся микрорайонов города и попытаемся на нём найти дома Торопыжки и Маши. Итак, слушайте внимательно: «Торопыжка живёт в доме, который находится слева от школы. Его дом выше одноэтажного, но ниже трёхэтажного». (Дети находят на макете дом Торопыжки).
«Маша живёт в доме, который находится между банком и продуктовым магазином. Перед Машиным домом растёт дерево»
Дети находят на макете Машин дом. В ходе
работы с макетом дети выясняют, что Машин дом
находится совсем рядом: по соседству с домом
Торопыжки, только на другой стороне улицы.
Воспитатель приглашает детей сесть на
стульчики для просмотра видеосюжета.
– А сейчас, ребята, давайте вместе с Торопыжкой
посмотрим один очень поучительный фильм о
человеке с необитаемого острова, который
оказался в большом городе и тоже не знал правил
для пешеходов. Надеюсь, что эта история поможет
нам выбрать для Торопыжки наиболее безопасный
маршрут.
Внимание на экран…
2) Просмотр видеосюжета «Дорожные приключения» часть 1.
3) Беседа по содержанию:
– На какие две части делится улица? (Тротуар и
проезжая часть – дорога)
– Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
(Тротуар)
– Какой стороны тротуара должен придерживаться
пешеход? (Правой)
– Как нужно идти по тротуару? (Спокойно, не
расталкивая прохожих)
– В каком месте надо переходить проезжую часть? (Там,
где находится пешеходный переход)
– Что изображено на дорожном знаке «Пешеходный
переход? (Человек, идущий по
«зебре»).
– Ну а сейчас, прежде чем отправиться в путь, предлагаю отдохнуть.
Я сейчас всех вас проверю
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
– Если вы, ребята, поступаете согласно Правилам дорожного движению, то не зевайте – хором дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А, если нет – молчите.
4) Физминутка «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?Знает кто, что свет зелёный
Означает – путь открыт,
А, что жёлтый свет всегда нам
О вниманье говорит?Знает кто, что красный свет –
Это значит – хода нет?А прохожих в грудь толкая
Кто бежит по тротуару?Кто из вас в салоне тесном
Уступает старшим место?
– Ну вот, и дошли мы с вами до «островка безопасности». (Воспитатель предлагает детям разуться и встать на массажные коврики, распольженные в центре групповой комнаты). «Островок безопасности» находится на середине проезжей части. Здесь мы должны переждать идущий поток машин, оглядеться по сторонам и продолжить своё движение через дорогу.
5) Игра с лучиком «Островок безопасности»
На дорогах знаков много,
Их вы, дети, должны знать
И все Правила движенья
Должны точно выполнять.
– Посмотрите, ребята, как много дорожных
знаков стоит по обочинам дорог.
Давайте рассмотрим их внимательно. Чем они
отличаются? (Цветом, формой, назначением).
Правильно. Многие из этих знаков вам уже знакомы.
А теперь, давайте познакомимся с ними
повнимательнее и для начала, как положено,
посмотрим налево.
– Треугольные знаки с красным окаймлением – предупреждающие знаки. Они предупреждают водителя: будь осторожен, будь внимателен впереди опасность. А какая опасность? (Неподалёку находится, школа или детский сад – знак «Дети», «Пешеходный переход»).
Воспитатель показывает лучиком на знаки, расположенные в первом углу.
В белом треугольнике Этот знак дорожный
С окаёмкой красной Знают все водители:
Человечку-пешеходу Будьте осторожны,
Очень безопасно. Внимательны и бдительны!
– А теперь посмотрим направо. Круглые знаки с красным окаймлением на белом фоне – это запрещающие знаки: «Движение велосипедистов запрещено», «Движение пешеходов запрещено».
Воспитатель показывает лучиком на знаки, расположенные во втором углу.
Коли круг с обводкой красной,
Это значит – тут опасно!
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
Вы об этом твёрдо знайте,
Правила не нарушайте.
– Этот знак обычно устанавливают в тех местах,
где пешеходов подстерегают разные опасности:
оживлённая трасса, строительная площадка.
Круглые знаки голубого цвета – предписывающие.
Они настоятельно рекомендуют участникам
дорожного движения идти по пешеходной
дорожке, а ехать, по велосипедной.
Воспитатель показывает лучиком на знаки, расположенные в третьем углу.
– Квадратные знаки голубого цвета – информационно-указательные. Они укажут дорогу к месту остановки пассажирского транспорта, к наземному или подземному пешеходному переходу.
Воспитатель показывает лучиком на знаки, расположенные в четвёртом углу.
По дорожкам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт.
IV. Итог занятия
– Ну вот, ребята, весь проезжающий мимо
транспорт мы пропустили, а сейчас, давайте
подойдём к макету улицы и покажем Торопыжке
наиболее безопасное место для перехода проезжей
части.
Только почему-то вдоль дорог не видно ни
одного дорожного знака.
Я, кажется, догадалась. Микрорайон-то новый.
Дома построили, дороги и тротуары проложили, да
вот и дорожные знаки приготовили для установки.
Давайте поможем дорожной службе установить эти
знаки в нужных местах, а заодно и Торопыжке
покажем место безопасного перехода улицы через
проезжую часть.
(С помощью магнитных значков на макете
устанавливаются знаки: «Пешеходный переход»,
«Дети», «Движение пешеходов запрещено».
Торопыжка благодарит детей за помощь).
Торопыжка: Я всё понял, ребята. На дороге нельзя торопиться, нужно быть очень внимательным и соблюдать Правила движения для пешеходов. Только соблюдая Правила, я смогу вовремя попасть к Маше на День рождения и сохранить своё здоровье. Большое спасибо за помощь!
– Ребята, а давайте пригласим Торопыжку
прийти к нам ещё раз в гости.
Скоро весна и на улицах города появится много
велосипедистов, а правила безопасной езды на
велосипедах должны знать не только взрослые, но и
дети.