Основой для рабочей программы по алгебре на 2010-2011 учебный год в 8 классе МОУ ТОШИ №1 является авторская программа А.Г. Мордковича для общеобразовательных учреждений.(Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк. -4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004. – 320 с. Стр 135.)
Основным учебным пособием для обучающихся является:
- Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. доработанное –М.: Мнемозина, 2001. – 223 с.: ил.
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинская. -3-е издание исправленное – М.: Мнемозина, 2001. – 239 с.: ил
Выбранный учебник входит в логически завершенную линию алгебры А.Г.Мордковича и является логическим продолжением курса алгебры в 7 классе.
Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия А.Г.Мордковича, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения. Учебным планом школы на 2010-11 учебный год выделено 102 часа (3 часа в неделю). Автором учебника, А.Г.Мордкович, разработано тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю. В связи с введением расширенного обучения математики в 8-м классе, изучение некоторых тем было расширено. Это связано со сложностью материала или с дополнительной отработкой некоторых тем.
Целью изучения курса алгебры в 8 классе
является изучение квадратичной
функции и её свойств, моделирующей
равноускоренные процессы.
Задачи
- Выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
- Расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности. Непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке.
- Выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию .
- Навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах
- Выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями.
- Выработать умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач.
- Выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.
Особенностью курса является то, что он является
продолжением курса алгебры, который базируется
на функционально- графическом подходе. Это
выражается в том, что какой бы класс функций,
уравнений и выражений не изучался, построение
материала практически всегда осуществляется по
жёсткой схеме:
Функция – уравнения – преобразования.
В соответствии с государственным образовательным стандартом после изучения курса алгебры 7-го класса реализуются следующие требования к уровню подготовки:
Знать/ понимать:
- Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- Как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения при решении математических и практических задач.
- Как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
- Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
- Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.
- Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь:
- Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления. Осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую.
- Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями. С многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
- Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.
- Решать линейные, квадратные уравнения, системы двух линейных уравнений.
- Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной.
- Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
- Изображать числа точками на координатной прямой.
- Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства
- Находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
- Определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.
- Описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах.
- Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
- Интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
- текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
- тематический контроль в виде контрольных работ;
- итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Открытый урок с использованием ИКТ запланирован по теме «Графическое решение квадратных уравнений»
Литература:
- Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. –М.: Мнемозина, 2001. – 223 с.: ил.
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. Учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинчкая. -3-е изд.,испр. –М.: Мнемозина, 2001. – 239 с.: ил
- Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2002. – 127 с.:ил.
- Мордкович А.Г. Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -2-е изд., доработ.-М.: Мнемозина, 2001.-144 с.: ил.
- Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е.Алгебра. 8 кл.: Контрольные работы/Под ред. А.Г. Мордковича.- 5-е изд.-М.: Мнемозина, 2003.- 48 с.
- Ким Е.А. Алгебра. 8 класс. Поурочные планы (по учебнику А.Г.Мордковича)/Авт.- сост.Е.А. Ким.- Волгоград: Учитель
Тематическое планирование учебного материала по алгебре за 8 класс 3 урока в неделю (102 часа за год).
№ урока |
Содержание учебного материала |
Примерные сроки изучения |
I четверть (27 часов) | ||
Повторение курса алгебры 7 класса (4 часа) | 1.09 – 13.09 | |
1 | Числовые и алгебраические выражения. | |
2 | Графики функций. | |
3 | Линейные уравнения и системы уравнений. | |
4 | Обобщающий урок. | |
Глава 1. Алгебраические дроби (19 часов) | 15.09 – 25.10 | |
5-6 | Основные понятия. | |
7-8 | Основное свойство алгебраической дроби. | |
9-10 | Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. | |
11-13 | Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание дробей» | 6.10 |
15-17 | Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. | |
18-19 | Преобразование рациональных выражений. | |
20 | Первые представления о рациональных уравнений. | |
21 | Решение рациональных уравнений. | |
22 | Подготовка к контрольной работе. | |
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Алгебраические дроби» | 25.10 |
Глава 2.Квадратичная функция. Функция (14 часов) | 27.10 – 1.12 | |
24-25 | Функция у = kx2, её свойства и график. | |
26-27 | Функция , её свойства и график. | |
II четверть (21 чаc) | ||
28 | Как построить график функции y = f(x + l), если известен график функции y = f(x). | |
29 | Как построить график функции y = f(x) + m, если известен график функции y = f(x). | |
30-31 | Как построить график функции y = f(x + l) + m, если известен график функции y = f(x). | |
32-33 | Функция y = ax2 + bx + c , её свойства и график. | |
34-35 | Графическое решение квадратных уравнений. | |
36 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратичная функция. Функция» | 1.12 |
Глава 3. Функция. Свойства квадратного корня (12 часов) | 6.12 – 29.12 | |
37-38 | Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. | |
39-40 | Функция . Её свойства и график. | |
41-42 | Свойства квадратных корней. | |
43-46 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. | |
47 | Подготовка к контрольной работе. | |
48 | Контрольная работа №4 по теме «Функция. Свойства квадратного корня» | 29.12 |
III четверть. (30 уроков) | ||
Глава 4.Квадратные уравнения (22 часа) | 10.01 – 2.03 | |
49 | Основные понятия квадратного уравнения. | |
50-51 | Основные понятия. | |
52-55 | Формулы корней квадратного уравнения. | |
56-57 | Рациональные уравнения. | |
58-60 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | |
61-62 | Еще одна формула корней квадратного уравнения. | |
63-65 | Теорема Виета. | |
66-67 | Иррациональные уравнения. | |
68 | Тестирование. | |
69 | Подготовка к контрольной работе. | |
70 | Контрольная работа № 5 по теме «Квадратные уравнения» | 2.03 |
Глава 5. Действительные числа (11 часов) | 7.03 – 6.04 | |
71 | Множество рациональных чисел. | |
72 | Иррациональные числа. | |
73 | Множество действительных чисел. | |
74-75 | Модуль действительного числа. | |
76 | Приближённые значения действительных чисел. | |
77-78 | Степень с отрицательным целым показателем. | |
IV четверть (24 урока) | ||
79 | Стандартный вид числа. | |
80 | Подготовка к контрольной работе. | |
81 | Контрольная работа № 6 по теме «Действительные числа» | 6.04 |
Глава 6. Неравенства (13 часов) | 11.04 – 11.05 | |
82-84 | Свойства числовых неравенств. | |
85-87 | Решение линейных неравенств. | |
88-89 | Решение квадратных неравенств. | |
90 | Решение линейных и квадратных неравенств. | |
91-92 | Исследование функции на монотонность. | |
93 | Подготовка к контрольной работе. | |
94 | Контрольная работа № 7 по теме «Неравенства». | 11.05 |
Глава 7. Повторение (6 часов) | 16.05 – 30.05 | |
95 | Алгебраические дроби. | |
96 | Решение уравнений. | |
97 | Решение неравенств. | |
98 | Решение задач. | |
99-100 | Итоговая контрольная работа по теме «Повторение». | 25.05 |
101 | Повторение. | |
102 | Подведение итогов за год. |
Развернутое тематическое планирование по алгебре за 8 класс по учебнику А.Г.Мордкович «Алгебра - 8» (3 часа в неделю) – Приложение