Рабочая программа по алгебре для 8-го класса. УМК под редакцией А.Г. Мордковича

Разделы: Математика


Основой для рабочей программы по алгебре на 2010-2011 учебный год в 8 классе  МОУ ТОШИ №1 является авторская программа А.Г. Мордковича для общеобразовательных учреждений.(Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк. -4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004. – 320 с. Стр 135.)

Основным учебным пособием для обучающихся является:

  • Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. -  3-е изд. доработанное –М.: Мнемозина, 2001. – 223 с.: ил.
  • Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинская. -3-е издание исправленное  – М.: Мнемозина, 2001. – 239 с.: ил

Выбранный учебник входит в логически завершенную линию алгебры А.Г.Мордковича и является логическим продолжением курса алгебры в 7 классе.

Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия А.Г.Мордковича, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения. Учебным планом школы на 2010-11 учебный год  выделено 102 часа (3 часа в неделю). Автором учебника, А.Г.Мордкович, разработано тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю. В связи с введением расширенного обучения математики в 8-м классе, изучение некоторых тем  было расширено. Это связано со сложностью материала или с  дополнительной отработкой некоторых тем.

Целью изучения курса алгебры в 8 классе является  изучение квадратичной функции  и  её свойств, моделирующей равноускоренные процессы.
Задачи

  • Выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
  • Расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных  понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности. Непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке.
  • Выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию .
  • Навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах
  • Выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями.
  • Выработать  умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач.
  • Выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.

Особенностью курса является то, что он является продолжением курса алгебры, который базируется на функционально- графическом подходе. Это выражается в том, что какой бы класс функций, уравнений и выражений не изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жёсткой схеме:
Функция – уравнения – преобразования.

В соответствии с государственным образовательным стандартом после изучения курса алгебры 7-го класса реализуются следующие требования к уровню подготовки:

Знать/ понимать:

  • Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • Как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения при решении  математических и практических задач.
  • Как математически определённые функции  могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
  • Как  потребности практики  привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
  • Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.
  • Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Уметь:

  • Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления. Осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую.
  • Выполнять основные действия со степенями с  целыми показателями. С многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
  • Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.
  • Решать линейные, квадратные уравнения, системы двух линейных уравнений.
  • Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной.
  • Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
  • Изображать числа точками на координатной прямой.
  • Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;  изображать множество решений линейного неравенства
  • Находить значения  функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу;  находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
  • Определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.
  • Описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах.
  • Описания зависимостей  между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
  • Интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
  • тематический контроль в виде  контрольных работ;
  • итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Открытый урок с использованием ИКТ запланирован по теме «Графическое решение квадратных уравнений»

Литература:

  • Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразоват. учреждений. -  3-е изд. –М.: Мнемозина, 2001. – 223 с.: ил.
  • Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. Учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинчкая. -3-е изд.,испр. –М.: Мнемозина, 2001. – 239 с.: ил
  • Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2002. – 127 с.:ил.
  • Мордкович А.Г. Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -2-е изд., доработ.-М.: Мнемозина, 2001.-144 с.: ил.
  • Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е.Алгебра. 8 кл.: Контрольные работы/Под ред. А.Г. Мордковича.- 5-е изд.-М.: Мнемозина, 2003.- 48 с.
  • Ким Е.А. Алгебра. 8 класс. Поурочные планы (по учебнику А.Г.Мордковича)/Авт.- сост.Е.А. Ким.- Волгоград: Учитель

Тематическое планирование учебного материала по алгебре за 8 класс 3 урока в неделю (102  часа за год).

№ урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения
I четверть (27 часов)
  Повторение курса алгебры 7 класса (4 часа) 1.09 – 13.09
1 Числовые и алгебраические выражения.  
2 Графики функций.  
3 Линейные уравнения и системы уравнений.  
4 Обобщающий урок.  
  Глава 1. Алгебраические дроби (19 часов) 15.09 – 25.10
5-6 Основные понятия.  
7-8 Основное свойство алгебраической дроби.  
9-10 Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями.  
11-13 Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.  
14 Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание дробей» 6.10
15-17 Умножение и деление алгебраических дробей.  Возведение алгебраической дроби в степень.  
18-19 Преобразование рациональных выражений.  
20 Первые представления о рациональных уравнений.  
21 Решение рациональных уравнений.  
22 Подготовка к контрольной работе.  
23 Контрольная работа № 2  по теме «Алгебраические дроби» 25.10
  Глава 2.Квадратичная функция. Функция (14 часов) 27.10 – 1.12
24-25 Функция у = kx2, её свойства и график.  
26-27 Функция , её свойства и график.  
II четверть (21 чаc)
28 Как построить график функции y = f(x + l), если известен график функции y = f(x).  
29 Как  построить график функции y = f(x) + m, если известен график функции y = f(x).  
30-31 Как построить график функции y = f(x + l) + m, если известен график функции y = f(x).  
32-33 Функция y = ax2 + bx + c , её свойства и график.  
34-35 Графическое решение квадратных уравнений.  
36 Контрольная работа № 3 по теме «Квадратичная функция. Функция» 1.12
  Глава 3. Функция. Свойства квадратного корня (12 часов) 6.12 – 29.12
37-38 Понятие квадратного корня из неотрицательного числа.  
39-40 Функция . Её свойства и график.  
41-42 Свойства квадратных корней.  
43-46 Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня.  
47 Подготовка к контрольной работе.  
48 Контрольная работа №4 по теме  «Функция. Свойства квадратного корня» 29.12
III четверть. (30 уроков)
  Глава 4.Квадратные уравнения (22 часа) 10.01 – 2.03
49 Основные понятия квадратного уравнения.  
50-51 Основные понятия.  
52-55 Формулы корней квадратного уравнения.  
56-57 Рациональные уравнения.  
58-60 Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.  
61-62 Еще одна формула корней квадратного уравнения.  
63-65 Теорема Виета.  
66-67 Иррациональные уравнения.  
68 Тестирование.  
69 Подготовка к контрольной работе.  
70 Контрольная работа № 5  по теме  «Квадратные уравнения» 2.03
  Глава 5. Действительные числа (11 часов) 7.03 – 6.04
71 Множество рациональных чисел.  
72 Иррациональные числа.  
73 Множество действительных чисел.  
74-75 Модуль действительного числа.  
76 Приближённые значения действительных чисел.  
77-78 Степень с отрицательным целым показателем.  
IV четверть (24 урока)
79 Стандартный вид числа.  
80 Подготовка к контрольной работе.  
81 Контрольная работа № 6 по теме «Действительные числа» 6.04
  Глава 6. Неравенства (13 часов) 11.04 – 11.05
82-84 Свойства числовых неравенств.  
85-87 Решение линейных неравенств.  
88-89 Решение квадратных неравенств.  
90 Решение линейных  и квадратных неравенств.  
91-92 Исследование функции на монотонность.  
93 Подготовка к контрольной работе.  
94 Контрольная работа № 7 по теме  «Неравенства». 11.05
  Глава 7. Повторение (6 часов) 16.05 – 30.05
95 Алгебраические дроби.  
96 Решение уравнений.  
97 Решение неравенств.  
98 Решение задач.  
99-100 Итоговая контрольная работа по теме «Повторение». 25.05
101 Повторение.  
102 Подведение итогов за год.  

Развернутое тематическое планирование по алгебре за 8 класс по учебнику А.Г.Мордкович «Алгебра - 8» (3 часа в неделю) – Приложение